Астана. 6 декабря. КазТАГ – Баубек Коныров. Половина нуждающихся в помощи психолога детей в Казахстане остается без нее, сообщил директор республиканского научно-практического центра психического здоровья Николай Негай.
«Чуть менее 50% из детей, нуждающихся в психологической и психиатрической помощи, доходят до специалистов. Вы представьте, что практически 50% наших детей, которые нуждаются в помощи, остаются без нее. Потому что родители считают, что у них в семье все нормально и не хотят, чтобы услышали соседи, родственники, знакомые о том, что обращаются к психиатрам. Только из-за этого мы теряем детей. Это данные за 2017-2018 учебный год», — сообщил Н. Негай в четверг в ходе заседания круглого стола по вопросам доступа к медицинским услугам с 16 лет.
В ходе заседания он представил результаты исследования, который был проведен в 2014 году по детям, которые покончили жизнь самоубийством.
«Это данные судебно-медицинской экспертизы, не социологический опрос. Это данные тех детей, которые покончили жизнь самоубийством. Это все дети за три года – с 2011 по 2013 годы. У 13,7% были обнаружены свежие факты насилия. 18,7% перед совершением самоубийства употребляли алкоголь. Ранняя сексуальная жизнь, у 33% была нарушена девственная плева – дети с 10 до 17 лет. Я хочу сказать, что нам, обществу в целом необходимо прямо взглянуть к проблеме в глаза и понять – будем решать или нет», — подчеркнул эксперт.
В пример из более «свежих» фактов были приведены случаи, с которыми специалисты столкнулись в 2018 году. Один случай касался 16-летней девушки.
«Родилась вторым ребенком в полной, благополучной семье. По результатам опросника, у подростка были выявлены суицидальные мысли, она была отнесена в группу риска, о чем была поставлена в известность мама. Ребенок хотел обратиться к психиатру. Но, к сожалению, мама занимала достаточно высокий пост, и она категорически была против и сказала, что «моя дочь уедет в колледж, будет жить там и все будет нормально». Но, к сожалению, в начале этого лета ребенок покончил жизнь суицидом. Никто не смог ей помочь, хотя все службы были к этому готовы», — сказал глава республиканского научно-практического центра.
Другой случай, который касался также 16-летней девушки, завершился относительно благополучно. Суицидальные мысли были выявлены у подростка психологом колледжа.
«Мама была третий раз замужем. Отчим периодически на протяжении определенного времени совершал насильственные действия в отношении этой девочки. Соответственна, девочка была выявлена как лицо с депрессией и тревогой. Что происходит? Происходит, что мы – наши специалисты, школьные специалисты, вызывают маму. Но мама закатила большую истерику, что этого просто не может быть с ней и семье», — рассказал специалист в ходе заседания.
На сегодняшний день, по его словам, мать девушки развелась и получает психологическую помощь, а состояние девочки после месяца наблюдений у специалистов оценивается, как стабильное.
«Обществу нужно прямо взглянуть проблеме в глаза. Понять, будем мы ее решать или нет. У меня просьба, как специалиста, к которому звонят коллеги, которые ничего не могут сделать. Многие после этого уходят с работы. Потому что они могут помочь, но им не дают такой возможности. Это одна из причин эмоционального выгорания. С одной стороны, нехватка идет, но мы сами, общество, убираем их», — заключил Н. Негай.