Зачем Европе, спустя четверть века после роспуска СССР, понадобилось признание того, что у Казахстана имеется якобы своя европейская идентичность?!

Титульное население Азербайджана является европеоидным, а Казахстана – азиатским или монголоидным. В начале 1990-ых годов этот фактор и послужил главным критерием для принятия первого и непринятия второго из них в состав новой Европы

Издание EURACTIV опубликовало статью под названием «EU officials: Central Asia is trusted to define its regional interest» — «Официальные представители ЕС: Центральная Азия может определить свои региональные интересы».

В предисловии к ней говорится так: «Выступая на публичном мероприятии, организованном EURACTIV в Брюсселе, официальные представители ЕС прояснили характер отношении Европейского Союза с Казахстаном, заявив, что он становится моделью для центрально-азиатского региона».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Член Европарламента Андрейс Мамикинс (социал-демократ из Латвии) заявил, что сейчас самое время для того, чтобы Европа признала то, что у Казахстана имеется своя европейская идентичность.

«С политической и экономической точки зрения, уровень интеграции Казахстана в европейскую структуру все больше и больше повышается. И я надеюсь, что мы все можем согласиться с тем, что Казахстану не нужно выбирать между Европой и Азией, поскольку единственным хорошим выбором для него является путь стабильности, процветания, демократических ценностей и выбор в пользу ЕС», — заключил он».

Итак, через четверть века после распада Советского Союза Европа, принявшая тогда в состав своих многочисленных континентальных политических, спортивных и т.д. организаций все бывшие союзные республики, кроме центрально-азиатских стран, делает Казахстану аналогичное предложение. Видимо, она созрела для этого настолько, что представители Европейского Союза принимаются петь дифирамбы официальной Астане: Казахстан «становится моделью для центрально-азиатского региона», и ему, мол, ни к чему «выбирать между Европой и Азией», ибо первая для него, безусловно, предпочтительней.

pravda.ru

После таких слов из уст общеевропейских чиновников и парламентариев начинаешь испытывать какой-то дискомфорт. Становится неудобно за этих людей, а также в целом за Европу как таковую. Ведь варианты выбора касательно как Казахстана, так и, скажем, Азербайджана были реально актуальными для европейских институтов лет двадцать пять тому назад. То есть – сразу после роспуска СССР. И Европа тогда собственный выбор сделала. Она включила в свой состав Азербайджан, географически никак не связанный с ней, и не включила туда Казахстан, часть территории которого относится к европейскому континенту. Дело сделано. И нет ни смысла, ни оснований пересматривать его результат. Мы, казахстанское общество и в особенности казахи, никак не должны быть в обиде на нее из-за такого ее решения. Все было правильно. Титульное население Азербайджана (азербайджанцы) является европеоидным, а Казахстана (казахи) – азиатским или монголоидным. Этот фактор и был главным критерием для принятия первого и непринятия второго из них в состав европейских общественно-политических, спортивных и иных структур. Такой выбор имеет свое логическое объяснение. Сделаем небольшое отступление.

В историю Запада XVIII столетие вошло как век Просвещения с ее культом античности, преклонением перед греко-римским наследием. В эту пору задача избавления Европы от монголоидно-азиатского присутствия, которое висело дамокловым мечом над западно-христианской цивилизацией свыше тысячелетия (со времен государства Аттилы и Аварского каганата), приняла характер навязчивой идеи даже среди самых блестящих умов своего времени. В такой атмосфере появилось первое в мировой научной литературе обоснование идеи о проведении границы между Европой и Азией, хотя они представляют собой один континент, Евразию. Сделал это шведский офицер Филипп Иоганн фон Страленберг в своей книге «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии», изданной в 1730 году. А через несколько лет, в 1736 году российский историк и экономист Василий Никитич Татищев опубликовал свой труд под названием «Общее географическое описание всея Сибири», где говорилось о том, что именно он подсказал ученому из Швеции эту мысль. Российский автор в этой книге обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, по реке Яик (Урал). Так были разделены Европа и Азия. Казахские степи приобрели значение западной окраины Азиатского континента. Такое понятие закрепилось надолго.

Зачем теперь, по прохождении четверти века после роспуска СССР снова, образно говоря, водить перед носом у Казахстана пряником выбора в пользу «стабильности, процветания, демократических ценностей», ассоциирующегося с Европейским Союзом?! Ибо это уже похоже на спекуляцию чистой воды.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.