Экспертное мнение: «Пояс и путь» позволят Казахстану стать крупнейшим в регионе транзитным хабом

Алматы. 29 апреля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Реализация инициативы «Пояс и путь» позволит Казахстану стать крупнейшим в регионе транзитным хабом, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента Казахстана – Елбасы Амина Жарылгапова.

«Реализация инициативы «Пояс и путь» открыла новые направления сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Однако многие проекты в рамках китайской инициативы реализуются в двустороннем формате. В связи с этим увеличение или уменьшение объемов торговли Китая с отдельными странами вдоль «Пояса и пути» не всегда имеет прямое влияние на Казахстан. В то же время строительство маршрутов «Пояса и пути» положительно влияет на развитие транспортно-логистической сети в Казахстане, увеличение количества транзитных перевозок. Одним из важнейших рынкоd сбыта товаров для Китая является Европа. Таким образом, Казахстан может стать крупнейшим в Центральной Азии транзитным хабом», — прокомментировала Жарылгапова для МИА КазТАГ сообщение Silkroadnews о том, что более $90 млрд прямых инвестиций вложил Китай в страны вдоль «Пояса и пути».

Так, продолжила эксперт, в 2018 году через территорию республики было перевезено более 19 млн тонн груза всеми видами транспорта, показав рост в 6% по сравнению с предыдущим годом.

«При этом на 40% увеличился объем перевозки грузов в направлении Китай–Европа, на 80% – в направлении Европа–Китай», — уточнила собеседник агентства.

Вместе с тем, полагает спикер, строительство транспортной инфраструктуры в свою очередь содействует развитию придорожного бизнеса и сервисной инфраструктуры.

«И что самое важное, увеличивает количество новых рабочих мест», — отметила Жарылгапова.

По ее словам, «Пояс и путь» – долгосрочная стратегия, которая включает в себя различные направления.

«На конец 2018 года Китай подписал около 170 документов о сотрудничестве с более чем 122 странами и около 25 международными организациями. Торговля Китая со странами «Пояса и пути» в 2018 году выросла на 16,3% и составила $1,3 трлн или 28% от всего товарооборота Китая», — привела статистику эксперт.

Кроме того, отметила собеседник агентства, расширяется состав участников проекта.

«Недавно к инициативе присоединилась одна из ключевых стран ЕС – Италия, что говорит о растущей значимости проекта в развитых странах. А значит «Пояс и путь» остается одним из важнейших приоритетов внешней политики Китая», — заметила спикер.

Несмотря на то, подчеркнула Жарылгапова, что торговая война уже негативно сказалась на росте экономики Китая, вопросы торговых отношений с США вряд ли могут значительно повлиять на нынешнее активное продвижение Пекином повестки «Пояса и пути» на международной арене.

«Другой вопрос, что «Пояс и путь» может столкнуться не столько с проблемой меньшей заинтересованности в проекте Китая, сколько с кампанией по противодействию проекту со стороны крупных держав. Американская «Корпорация частных зарубежных инвестиций» (OPIC) уже ведет переговоры с Индией, Австралией и Японией по вопросам создания альтернативного проекта», — отметила эксперт.

Россия, по ее словам, будучи крупной мировой державой, достаточно настороженно относится к усилению роли Китая в странах Центральной Азии.

«За счет географической близости и исторически сложившихся связей Россия поддерживает тесные отношения со странами Центральной Азии и является крупным торговым партнером каждой из стран. И, безусловно, не хочет терять свое влияние в регионе», — уверена собеседник.

Кроме того, дополнила спикер, на данный момент Россия не является участницей инициативы «Пояс и путь», и реализует сотрудничество лишь в формате сопряжения «ЕАЭС – «Пояс и путь».

«Тем не менее, речь не идет о (китайской – КазТАГ) экспансии. Если рассматривать китайскую инициативу с точки зрения экономики и улучшения инфраструктуры, данная модель взаимодействия Китая и стран Центральной Азии действительно приносит много выгод обеим сторонам. Россия же пока не может предложить подобные условия и проекты», — пояснила эксперт.

В то же время, констатирует собеседник агентства, экономика неразрывно связана с геополитикой.

«На сегодня уже существуют примеры, когда страны не могли выплатить долги Китаю по определенным проектам «Пояса и пути» и были вынуждены искать другие способы расплатиться. Показателен пример Шри-Ланки, которая не смогла выплатить кредит по строительству порта Хамбантота, и потому была вынуждена сдать эту территорию во владение Китаю на 99 лет. В этом контексте каждой стране, участвующей в проекте, необходимо критически рассматривать условия сделок и во главу ставить национальные интересы, не оглядываясь на геополитические или экономические интересы третьих стран», — заключила Жарылгапова.

Напомним, стало известно, что Китай вложил в страны вдоль «Пояса и пути» более $90 млрд прямых инвестиций, а среднегодовой прирост составил 5,2%. Отмечалось, что за период с 2013 года по 2018 года объем торговли товарами между Китаем и странами вдоль «Пояса и пути» достиг $6 трлн (среднегодовой прирост – 4%), что составляет 27,4% в валовом объеме торговли товарами КНР.

Экономический пояс Шелкового пути является составным элементом китайской концепции «Новый Шелковый путь», направленной на преобразование всей торгово-экономической модели Евразии. Также проект известен под названием «Один пояс, один путь».