– Елена Леонидовна, сейчас, кажется, все движется к тому, чтобы пенсионные активы, которыми четыре года, и, скажем мягко, не совсем успешно управлял Нацбанк, передаются во внешнее управление. Это, конечно, не НПФ, но уже что-то. По вашему мнению, куда мы идем и куда нам следовало бы идти, защищая интересы потребителей финансовых услуг?
– Тема управления пенсионными активами актуальна! Уже прошло пять лет, как ими эксклюзивно управляет Национальный банк. Правда, последнее время он привлекает одну иностранную компанию для управления. Но все-таки, нужно отметить, пенсионные сбережения казахстанцев управляются не на полностью рыночных принципах, что вызывает нарекание профессионального сообщества и нашей ассоциации, в частности.
Обсуждение механизма привлечения частных управляющих по-прежнему продолжается. Нацбанк, начиная с конца прошлого года, наконец решился на активный диалог, и начал предметно обсуждать эту тему.
Хорошо, что после смены руководства Национального банка здесь не случилось разворота, – недостатки действующего механизма управления пенсионными активами признаются, предложен даже законопроект.
Также регулятор и рынок осознают, что для исключения повторения недобросовестной практики договорных сделок с пенсионными активами, что и было основной проблемой в деятельности НПФ 10 лет назад, необходим достаточный уровень ликвидности на внутреннем рынке и диверсифицированная база инвесторов с различными профилями риска, включая розничных инвесторов, ПИФы и других институциональных инвесторов, кроме ЕНПФ.
Только на ликвидном рынке возможно формирование действительно справедливой рыночной оценки финансовых инструментов в портфеле ЕНПФ, что и будет препятствовать договорным сделкам. Без таких базовых рыночных предпосылок только регуляторные и надзорные механизмы цели не достигнут.
Однако по тактике возврата к частному управлению активами ЕНПФ есть определенные разногласия с регулятором.
– Какие именно разногласия, можете уточнить?
– Речь идет о мандатной системе, которая уже применяется Нацбанком для передачи части пенсионных активов в управление иностранной управляющей компании. Участники рынка предлагают на переходном этапе до внедрения новой системы привлечь отечественные управляющие компании по мандатной системе. При этом, в будущем сам вкладчик ЕНПФ будет вовлечен в выбор управляющей компании (КУПА) для своих пенсионных накоплений. Однако, для перехода или возврата к новой системе потребуются не только законодательные изменения, но и длительное время.
– Наконец всерьез ставится вопрос о конфликте интересов Нацбанка, о чем профессиональное сообщество говорило изначально.
– Да, Нацбанк сегодня является и регулятором, и управляющим пенсионными активами. Это действительно конфликт интересов. Но если пенсионные активы будут постепенно передаваться в частное управление, то фактически конфликт будет угасать.
— И мы предполагаем, что возможно, все вернется на круги своя: появится финансовый надзор не от регулятора, а от специального органа, подобного Агентству финансового надзора, которое вы в свое время возглавляли.
– Да, такая тема сейчас обрела форму и даже вошла в фазу активного обсуждения.
И если говорить о моей личной точке зрения, то регулятор – это не вывеска, как я говорила лет 10 тому назад, это компетенция, прежде всего, это опыт и независимость.
И если все эти составляющие будут присутствовать, то реинкарнация отдельного регулирующего органа через 8 лет вполне возможна.
Однако, если такой орган будет изначально недостаточно независим, ограничен в финансовых ресурсах, укомплектован непрофессиональными и неопытными кадрами, то от вывески вряд ли многое поменяется.
– На ваш взгляд, многочисленные номинации и престижные награды, которые, теперь-то об этом знают все, банально покупаются, разве это не введение в заблуждение клиентов банков? Например, один из некогда самых крупных и титулованных банков уже поглощен Народным банком. Как мы, потребители, должны относиться к этой «ярмарке тщеславия»?
– Я считаю, что любые номинации могут присутствовать. Но это не значит, что им нужно безусловно доверять. Это нормально, когда появляются независимые профессиональные комиссии, и присуждают ту или иную награду за конкретные направления деятельности…
– Кстати, и так ли важны для отечественных банков рейтинговые оценки в то время, когда наши финансовые институты не в состоянии выйти на внешние рынки заимствования?
– Если говорить о рейтингах, я считаю, что они нужны не столько банкам, сколько инвесторам. Вот сейчас главная из проблем на рынке кредитования: деньги дорогие, деньги короткие.
Самый простой способ удлинить сроки банковских кредитов для бизнеса – это «удлинить» сроки обязательств банковского сектора, увеличив долю инструментов с конкретными сроками погашений. Проще говоря, банки должны привлекать не только депозиты вкладчиков, но и выпускать свои облигации на срок свыше 5 лет. А чтобы эти облигации были привлекательны для инвесторов, необходима как ликвидность, так и профессиональная оценка кредитного риска – те самые рейтинги.
На внутреннем рынке вполне достаточно ликвидности для выпуска долговых инструментов (квазигоссектор, розничные инвесторы, институциональные, ЕНПФ).
Внешние рынки я бы тоже не стала исключать, вопрос времени и целесообразности.
– Еще несколько лет назад Ассоциация, которую вы сейчас возглавляете, концентрировала свои усилия на том, чтобы совершенствовать законодательство и помогать финансовым организациям. Получалось далеко не все. Было большое сопротивление. А в чем вы видите миссию АФК сегодня?
– Она не изменилась. Мы должны быть выразителем интересов всех финансовых организаций, которые являются членами ассоциации. В этом году мы специально провели опрос для изучения приоритетных вопросов среди наших участников, чтобы сфокусироваться на решении именно этих вопросов.
А вторая наша миссия заключается в том, чтобы развивать профессиональные стандарты деятельности на финансовом рынке и содействовать росту финансовой культуру в среде потребителей финансовых услуг.
Очень важно, сделать и доступными для понимания многие финансовые продукты не только для жителей Нур-Султана и Алматы, но и для всех граждан, независимо от места их проживания. Это новое направление, которое мы для себя определили.
– Много ли специалистов работает в АФК на штатной основе? По силам ли вам выполнять новые задачи?
– Предельная штатная численность – 30 единиц. Формат работы построен по принципу проектных офисов по конкретным направлениям, в состав которых привлечены эксперты из числа сотрудников организаций – членов ассоциации. За 20 лет работы Ассоциации сформировалась полноценная диалоговая площадка для работы с регулятором, государственными органами, Парламентом и НПП, с возможностью формирования и продвижения консолидированного мнения наших участников. Так что, уверена, с этими задачами мы справимся.
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.