Экспертное мнение: Уровень безработицы в 4,8% к численности рабочей силы в Казахстане имеет некоторые интересные нюансы

Алматы. 16 мая. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Данные комитета по статистике министерства национальной экономики (МНЭ) РК об уровне безработицы в 4,8% к численности рабочей силы в Казахстане имеют некоторые интересные нюансы, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента РК Айман Жусупова.

«Во-первых, речь идет о тонкостях и нюансах статистики. Так, значительная часть казахстанцев отнесены к так называемым самозанятым, при этом характер их деятельности и доходы носят абсолютно разный характер. К ним относят и предпринимателей, имеющих свои предприятия, и непродуктивно занятых, в том числе неоплачиваемых работников семейных предприятий, чьи доходы порой не дотягивают до прожиточного минимума», — прокомментировала Жусупова для КазТАГ сообщение комитета по статистике МНЭ РК о том, что численность безработных в Казахстане, по оценке, в апреле 2019 года составила 442,5 тыс. человек, уровень безработицы – 4,8% к численности рабочей силы.

В целом, продолжила эксперт, определение продуктивного и непродуктивного самозанятого населения базируется на уровне доходов.

«Если доход выше Т28 тыс., они относятся к продуктивно занятым, если доход ниже прожиточного минимума – непродуктивно занятым. По оценкам экономистов, сегодня большая часть самозанятых – граждане с низким уровнем доходов», — полагает собеседница агентства.

Во-вторых, дополнила спикер, роль играет и то, что для того, чтобы гражданин мог быть отнесен к числу безработных, он должен обратиться за содействием в трудоустройстве в центр занятости населения по месту жительства либо через портал «электронного правительства».

«При этом многие граждане делать этого не хотят в силу сложности бюрократической процедуры, а также убеждения о том, что предоставляемая работа не будет соответствовать ожиданиям», — уточнила Жусупова.

На вопрос, насколько продуман и эффективен механизм трудоустройства казахстанцев в центрах занятости населения, и не является ли он проблемой, эксперт ответила, что «безусловно, является».

«Роль играет и то, что зачастую предлагаемые для трудоустройства рабочие места не отвечают запросу и квалификации тех, кто обращается за содействием. При этом, если безработный откажется от трех предложенных центром занятости вариантов подходящей работы или не уведомит о том, что ему работа не подходит, его снимают с учета как безработного», — пояснила собеседница агентства.

В свою очередь, отметил спикер, местный орган по вопросам занятости населения регистрирует человека как безработного, если в течение 10 рабочих дней со дня обращения ему не подобрана подходящая работа.

«Между тем справка о статусе безработного дается на 1 месяц. Чтобы получить пособие, нужно каждый раз получать справку, но при этом число вариантов для рассмотрения и трудоустройства является ограниченным», — констатирует Жусупова.

Она уверена, что игнорирование со стороны властей проблемы безработицы может привести к нежелательным последствиям.

«Причем последствия проявляются в нескольких плоскостях, в самом общем виде в экономической и неэкономической, на индивидуальном и общественном уровнях», — убеждена собеседница агентства.

Если рассматривать экономическую плоскость, предлагает спикер, то речь идет о снижении доходов граждан, сокращении налоговых поступлений в бюджет, росте государственных расходов, снижении квалификации рабочей силы, ее цены и, в конечном счете, снижению ВВП.

«Как следствие, экономика сжимается, замедляется в результате недоиспользования производственных возможностей, ресурсного потенциала страны», — подчеркнула Жусупова.

По ее мнению, тяжелы последствия безработицы и в социальной плоскости.

«На уровне отдельно взятого человека речь идет о росте уровня заболеваемости и смертности: психологических стрессах, нервных и сердечно-сосудистых заболеваниях. Другими последствиями могут явиться развал семьи, рост уровня преступности, развитие асоциального поведения граждан. Как отмечают ученые, затяжная безработица влияет на то, что граждане теряют уверенность и уважение к себе, и после для них очень тяжело снова войти в число работающих, чувствовать себя полноценными», — аргументирует эксперт.

На уровне общества, подметила собеседница агентства, это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности вплоть до политических переворотов.

«А также общая деградация общества под давлением традиционных спутников высокой безработицы – преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений, роста психосоматических расстройств», — перечислила спикер.

На вопрос, что может сделать государство, чтобы, во-первых, давать объективную статистику по безработице, во-вторых, стимулировать казахстанцев обращаться в соответствующие органы за статусом безработного, Жусупова ответила, что «достаточно много».

«Для того, чтобы давать объективную оценку по безработице необходимо, во-первых, разобраться с определениями категорий занятости населения, самозанятым населением. В частности, необходимо вывести из их числа непродуктивно самозанятых граждан (чей доход ниже прожиточного минимума), а также тех, кто занят в домашнем хозяйстве на неоплачиваемой основе. Важно также относить к числу безработных не только тех граждан, которые официально ищут работу, но и тех, кто отчаялся и прекратил ее поиски», — предлагает эксперт.

Что нужно делать, задается вопросом собеседница агентства, чтобы граждане захотели обращаться в соответствующие органы за статусом безработного.

«Во-первых, центры занятости должны стать эффективными, и с самого начала быть нацеленными на то, чтобы действительно помочь людям найти работу. Во-вторых, важно шире привлекать частные агентства занятости», — уточнила спикер.

По ее словам, центры по трудоустройству должны предоставлять комплекс услуг и помощи для работодателей и для людей, ищущих работу.

«Речь, в том числе, идет об учебных программах различной направленности. Как показывает мировой опыт, такого рода деятельность эффективнее осуществлять в рамках сотрудничества с бизнесом, работодателями, что усиливает их актуальность, и они действительно могут способствовать трудоустройству и расширению возможностей для квалифицированных работников. На сегодняшний день такого рода возможность предусмотрена и в Казахстане. Вопрос заключается в ее эффективности, актуальности и качественности получаемых будущими работниками знаний», — пояснила Жусупова.

Большое значение, конкретизирует эксперт, имеет полная координация и предоставление информации гражданам о состоянии и тенденциях развития рынка труда в стране по аналогу «Отраслевого справочника востребованных профессий», выпускаемого в США каждые 2 года.

«Подобного рода справочник, доступный всем заинтересованным в электронном формате, должен содержать информацию о вакансиях и условиях работы для специалистов в различных сферах деятельности во всех регионах страны. Кроме того, в этом сборнике должны быть указаны данные о программах обучения и переподготовки, о величине заработков, о перспективах дальнейшего профессионального развития, об особенностях работы по избранной специальности и условиях труда. Отдельно должна предоставляться информация для тех, кто хотел бы работать на дому. Особенно важно такую работу осуществлять скоординировано, системно в Казахстане, где внутренняя миграция носит неуправляемый характер, обусловлена, в первую очередь, экономическими факторами и поиском работы, — заключила Жусупова.

Напомним, ранее в сообщении комитета по статистике МНЭ РК говорилось о том, что численность безработных в Казахстане, по оценке, в апреле 2019 года составила 442,5 тыс. человек, уровень безработицы – 4,8% к численности рабочей силы.

Согласно статданным, официально зарегистрированы в органах занятости в качестве безработных 160,7 тыс. человек. Доля зарегистрированных безработных составила 1,8% от численности рабочей силы.