Алматы. 18 июня. КазТАГ – Мадина Алимханова. В Алматы члены общественных фондов #НеМолчиKZ и #НеМолчиДетиKZ попросили президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о личной встрече с родителями переживших насилие подростков.
«Мы, как руководители фондов, куда обратились родители этих детей, просим Вас, уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, о личной встрече с участием этих родителей, чтобы вы сами услышали из первых уст, с какими проблемами в правоохранительной системе, в учебных заведениях сталкиваются жертвы насилия. Такой правды вам не расскажет никто», — говорится в тексте обращения к Токаеву, распространенном на пресс-конференции во вторник.
При этом мать покончившей собой 15-летней Аделины Уразбаевой Алия Уразбаева рассказала о бездействии правоохранительных органов при расследовании попытки изнасилования ее дочери.
«Сейчас я очень жалею, что обратилась в правоохранительные органы. Нельзя допустить, чтобы это продолжалось, а он это будет делать. Она сказала: «Мама, четыре девочки знакомые, их по-настоящему изнасиловали, они молчат, а этому мальчику ничего не будет, у него родственник очень богатый. А мы кто?». Не смогла я защитить своего ребенка. Вы себе не представляете, как нас унижали. Они молча все соглашались, что мы правы, но сверху им дали указание. УСБ (управление собственной безопасности – КазТАГ) мне тоже голову морочили. Прокуратура закрывала глаза. Оказывается, наше дело закрыли через 10 дней буквально. Зачем нам такие органы нужны? Я когда поехала в Астану, писала на имя министра, на имя замминистра, все просто смеялись. А как еще действовать? Я ужасно себя виню, что я доверилась нашему государству», — сказала она.
Кроме того, по словам Уразбаевой, полиция пыталась обвинить ее и ее дочь в вымогательстве денег у подозреваемого.
Как пояснил директор движения #НеМолчиДетиKZ Алмат Мухамеджанов, досудебное расследование проводилось управлением полиции (УП) Бостандыского района Алматы по статье о попытке изнасилования несовершеннолетней.
«Дело было открыто в (УП – КазТАГ) Бостандыкского района по статье о покушении на изнасилование несовершеннолетней. Мы поразились, что следствие не произвело всех необходимых следственных действий, но приезжал какой-то чин из Астаны и сказал прекратить дело», — пояснил он.
В свою очередь лидер движения #НеМолчиKZ Дина Смаилова сообщила о многочисленных нарушениях в ходе расследования.
«Не снимали на видеокамеру допросы, следственные действия проводили без мамы, ее (девочку – КазТАГ) увезли в эту квартиру, девочке не объяснили, что будет происходить, а это – следственные действия на месте происшествия, это должно производиться в присутствии родителей, психолога. Дело никто не собирался вести, все делалось для галочки. Можно было взять видео с камер в подъезде. Следствие было не заинтересовано, чтобы это дело раскрыть», — отметила она.
Кроме того, в пресс-конференции по телефону принимала участие мать 16-летней Даяны А., которая спрыгнула с 9-го этажа и стала инвалидом первой группы.
По ее словам, еще до попытки суицида, она неоднократно обращалась в государственные органы и службы, включая детского омбудсмена, предупреждая их о возможном суициде, однако, никакой реакции на обращения не было.
Также в обращении к Токаеву общественники привели еще множество случаев попыток подростковых суицидов.
«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, ОФ #НеМолчиKZ и #НеМолчиДетиKZ, организации, которые третий год на волонтерских началах работают с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Наш опыт важен и уникален. Но до сих пор наработками фонда не воспользовался ни один государственный профильный орган (…). На основе полученного опыта, мы составили ряд рекомендаций и предложений по профилактике детских суицидов и насилия над детьми, просим поддержать наше обращение. В своей инаугурации вы говорили о реформировании правоохранительной и судебной систем, а также о справедливой социальной политике. Мы готовы содействовать и просим начать с детей», — отмечается в обращении.