Коррупция – это серьезная проблема в Казахстане

В США много говорят о коррупции в нашей стране. Однако официальный Вашингтон в отношении предположительно коррумпированных чиновников из Казахстана ни разу не приводил в действие имеющиеся в его распоряжении легальные инструменты наказания

Издание National Interest опубликовало статью под названием «Can Kazakhstan be America’s New Partner in Central Asia?» — «Может ли Казахстан быть новым партнером Америки в Центральной Азии».

В ней говорится так: «Американским политикам следует проявлять осторожность в оценке различных реформ в Казахстане».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Наконец-то в Казахстане произошли перемены.

ТОКАЕВ

В марте первый президент бывшей советской республики, 79-летний Нурсултан Назарбаев ушел в отставку после почти тридцатилетнего правления. Его преемник Касым-Жомарт Токаев одержал победу на состоявшихся в прошлом месяце выборах, набрав 70 процентов голосов, и закрепился на этом посту.

Этот выборный процесс, хотя он и был несовершенным, оказался самым легитимным выборным процессом в постсоветской истории Казахстана. (К примеру, на предыдущих выборах Назарбаев победил, получив 97,7 процента голосов). Не менее важным было то, чего не случилось. Многие ожидали, что Назарбаевы предпримут попытку сохранить власть за семьей; но этого не произошло.

Перед президентом Токаевым стоит множество задач. Его страна подвергается серьезным испытаниям вследствие коррупции, социальных волнений и слабой экономики. Он, хорошо зная обо всех этих проблемах, в своей инаугурационной речи определил не три или пять, а десять приоритетных направлений реформ.

Нет никаких оснований полагать, что Токаев внесет перемены в отношения Казахстана с США, которые уже долгое время остаются сердечными и сотрудническими».

Вот на что в свете вышеизложенного хотелось бы обратить особое внимание. В США много говорят о коррупции в нашей стране. Один из американских послов в Астане даже указывал на то, что это явление в среде казахстанского чиновничества имеет эндемический, то есть повальный характер. Но при всем этом официальный Вашингтон в отношении предположительно коррумпированных чиновников из Казахстана ни разу не приводил в действие имеющиеся в его распоряжении такие легальные инструменты наказания, какие четко срабатывают, когда речь идет об аналогичных лицах из других, расположенных западнее Центральной Азии постсоветских республик.

А ведь за прошлые годы в западной прессе появлялось множество сведений о связанных с Казахстаном делах, расследовавшихся американским министерством юстиции согласно Акту США о зарубежных коррупционных практиках или FCPA – Foreign Corrupt Practices Act. По частоте упоминаний в связи с такими случаями наша страна, пожалуй, опережает все другие новые независимые государства постсоветского пространства. Речь в основном идет о взятках, которые представители или агенты западных компании давали казахстанским «нефтяным генералам» или чиновникам ради получения выгодных контрактов. И таких расследований, затевавшихся министерством юстиции США, было, повторимся, много. Заканчивались они все тем, что попавшиеся на таком неприглядном деянии западные компании признавали свою вину и соглашались выплатить миллионы долларов в виде штрафов по гражданскому и уголовному делам и вернуть также незаконные доходы от сделок с казахстанской стороной в соответствующих случаях.

Но вот что странно. До сих пор ни по одному такому случаю не были названы те, кому предназначались эти самые взятки, и те, кто еще был вовлечен в подобные дела. Наверняка эти имена известны представителям министерства юстиции США, проводившим и курировавшим соответствующие расследования, ибо ведь не бывает официального установления факта передачи взяток без выявления того или тех, кому они были вручены. Но никаких последствий по сию пору не было замечено.

А вот другой – так сказать, альтернативный – случай. Бывший премьер Украины Павел Лазоренко скрывался от украинского правосудия в США, где был приговорен к девяти годам тюремного заключения и штрафу в $10 миллионов за «финансовые злоупотребления». Федеральный суд Сан-Франциско признал его виновным в коррупции, отмывании денег, вымогательстве и мошенничестве. По данным официального Киева, Павел Лазаренко незаконно перевел в США более $320 миллионов, американские судебные органы смогли доказать перевод всего $114 миллионов, которые власти США вернули Украине.

На Западе сейчас находится целый ряд бывших высокопоставленных чиновников из Казахстана, которые скрываются там от правосудия своей страны. Но ни один из них не подвергся такому преследованию со стороны тамошних властей, какое было в случае Павла Лазоренко. Получается, американских властей коррупция в Казахстане в действительности не очень-то беспокоит?!

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.