Война Миров. Юбилей Второй мировой войны отметили местечково

Польша всем надоела в качестве претендента на роль «самой пострадавшей»

Вторая мировая война – слишком громоздкий предмет, чтобы по ней можно было навязать всем единую точку зрения. Поэтому настойчивые попытки Варшавы тиражировать собственное видение событий 1939-1945 гг. неизбежно активизировали альтернативные концепции и взгляды на события середины прошлого века. Фактически мероприятия 1-го сентября 2019 года, задуманные Польшей как грандиозный пиар и самопрезентацию, с треском провалились, лишний раз подтвердив сложность и запутанность современного мира.

Польское руководство к 80-летию начала Второй мировой войны подошло с концепции западного междусобойчика. Мол, на торжественные мероприятия приглашаются только члены НАТО, Евросоюза и Восточного партнерства. Поэтому Россия, как неучаствующая во всех перечисленных структурах, была исключена заранее. Фактически Варшава сразу сама себе устроила капкан. Если празднуется событие мирового масштаба, то и подход должен быть соответствующим, а здесь гармония пропала сразу.

Местечковый подход к эпохальной дате немедленно дал плоды. Польша исходит из того, что она главная жертва Второй мировой. Сначала на нее ни за что ни про что напал Гитлер, потом оккупировал Сталин. В итоге Варшава и с Германии репараций не получила, и под пятой СССР прозябала чрезвычайно долго. Растревоженный псевдоисторическими вбросами геополитический улей немедленно включил «ответку».

Варшаве напомнили, что межвоенная Польша была крайне мало похожа на миролюбивое и демократическое государство. Интересы того же немецкого этнического меньшинства ущемлялись, впрочем, как украинцев, белорусов и евреев. Государство поддерживало всевозможных осадников и прочий сомнительный элемент. Польша хотя и не участвовала в мюнхенском сговоре 1938 года напрямую, но свой кусок при разделе Чехословакии тоже урвала. В общем, Уинстон Черчилль называл современную ему Польшу «гиеной Европы» вовсе не от избытка воображения.

Серьезное евроатлантическое мероприятие без Дональда Трампа – это как похороны без покойника. И, тем не менее, глава Белого дома юбилей начала Второй мировой войны пропустил, сославшись на ураган «Дориан». Варшаве подобное поведение сюзерена обидно, что вылилось на каналы польских медиа. Польское руководство слушается Вашингтон куда четче и последовательнее, чем Брюссель, поэтому жест президента США воспринят болезненно.

В сентябре 1939 года Франция фактически предала Польшу, хоть и объявила войну Германии. Вторая мировая война – это не та страница французской истории, которую в Париже любят вспоминать. Эммануэль Макрон накануне 1 сентября выступил с предложением нормализации франко-российских отношений. На таком фоне было бы неуместно посещать мероприятие, на которое президента России не пригласили. Присутствуют в данном решении и чисто евросоюзовские соображения. Правящая в Польше партия «Право и справедливость» находится в натянутых отношениях с Брюсселем. А президент Франции ярый сторонник углубления евроинтеграции по всем направлениям. Поэтому Макрон посчитал даже внешнее потакание капризной польской линии неуместным.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон тоже не нашел времени побывать на торжествах в Польше, однако успел поссориться с Россией из-за своего высказывания, где уравнял СССР и Третий рейх. Лондон, кстати, в сентябре 1939 года Варшаве никакой действенной помощи тоже не оказал, хотя и принял у себя польское правительство в изгнании.

польша германия

(АР Фото/Чарек Соколовський, abc27.com)

Первыми лицами на польских юбилейных мероприятиях отметились те, кто начинал гигантскую заваруху 80 лет назад – Польша и Германия. С одной стороны Польша вроде как жертва той войны, однако землями за счет бывшего Третьего рейха по итогам Второй мировой Варшава приросла очень существенно. Все это не мешает современной Польше требовать репарации от Берлина.

Польские официальные лица заявляют, что Варшава отказалась от репараций с Германии (на тот период она получала их от ГДР) в 1953 году под давлением СССР. Мол, тогда Польша не была политически суверенной, а потому прежний отказ не считается. Теперь Варшава полна суверенитета и хочет получить от Берлина сумму 840 млрд – 1 трлн евро. Разные официальные лица называют отличающиеся цифры, но все они астрономические. Немецкие политики и высокопоставленные чиновники по поводу репараций стараются проявлять спокойствие, а вот представители оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» терпение уже потеряли. Там напоминают, что по итогам Второй мировой войны Польша получила Силезию, восточный Бранденбург, южную Восточную Пруссию, Гданьск, Восточную Померанию, Познань, а потому предлагают полякам завязывать с темой компенсаций.

Открытой остается тема людских потерь Польши. Из 6 млн погибших 3 млн приходится на евреев, часть из которых погибла от рук поляков. Израильский эксперт Яков Кедми заявляет, что собственно поляками на территории Польши в годы Второй мировой войны убиты полмиллиона евреев. Кстати, закон о реституции (возвращении) родственникам погибших польских евреев их собственности Варшавой не принят. Не все граждане Польши поддерживают государственную политику по сносу памятников и мемориалов, посвященных советским воинам (при освобождении польской территории от нацистов погибли 600 тысяч бойцов Красной армии). При этом сопротивляются не только потомки воевавших в Армии людовой, но и представители самых разных слоев современного польского общества.

Информационное сопровождение событий 1 сентября 2019 года показало, что в Европе заметно устали от польской политики «бесконечной жертвенности». Современная Россия на попытки Варшавы заставить Москву заплатить за советскую оккупацию отвечает все более грубо. В последний раз полякам напомнили, что СССР поделился с ними частью своей доли репараций с Германии, оказал серьезную материальную помощь при послевоенном восстановлении и активно обеспечивал продовольствием.

Вторая мировая война – это слишком огромный массив, чтобы можно было заставить всех смотреть на одни его части и не замечать другие. У польского руководства это не получилось. Наоборот, попытки шумно педалировать и навязывать свою собственную точку зрения спровоцировали мощную ответную реакцию и фактически активизировали чужие «прожекторы» на те моменты Второй мировой, которые Варшава хотела бы оставить в забвении.

Если активизацию вытаскивания на свет неприятных для Польши фактов из истории Второй мировой войны вполне можно было предугадать, то ситуация с минимальной представленностью первых лиц по линии стран-членов ЕС и НАТО на торжественных мероприятиях стала неожиданной. Восьмидесятилетие Второй мировой войны, задуманное как демонстрация евроатлантического единства демократий и как бы демократий, в реальности показало заметную дезорганизацию в лагере Запада, где рост внутренних обид, претензий и непонимания давно выплеснулся в публичное поле и продолжает усугубляться. 1 сентября 2019 года Польша хотела напасть на память о Второй мировой войне, но агрессия провалилась.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.