«О чем говорят партийные списки?»

Сетевые СМИ о предстоящих выборах в мажилис

«Партийные списки, представленные в ЦИК, проанализировал казахстанский политолог» — Политолог Юрий БУЛУКТАЕВ проанализировал списки кандидатов в депутаты Мажилиса, сформированные и представленные в ЦИК всеми партиями Казахстана.

Партийный список «Nur Otan» состоит из 126 кандидатов. Из них 77 кандидатов определены по итогам внутрипартийных праймериз, 49 человек по центральной партийной квоте. В списке авторитетные казахстанцы, профессионалы, активисты, новые лица. В партийный список вошли такие знаковые в политическом пространстве страны фигуры, как: руководитель Администрации Президента РК Ерлан КОШАНОВ, действующий премьер-министр РК Аскар МАМИН, общественный и политический деятель Дарига НАЗАРБАЕВА, Председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына», первый заместитель председателя партии «Nur Otan» Бауыржан БАЙБЕК, председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан НИГМАТУЛИН. По информации пресс-службы партии, из общего списка кандидатов действующие депутаты Мажилиса Парламента составляют не более 20%, представители госуправления – 13%, образования и здравоохранения – 12%, неправительственных организаций – 9% и промышленности – 8%. 28% – это экономисты, 20% – юристы, 17% – предприниматели. 21 кандидат имеют ученые степени, в том числе 10 докторов и 11 кандидатов наук. Почти треть списка – это женщины. То есть гендерная квота соблюдена. Средний возраст кандидатов в сравнении с предыдущим партийным списком снизился на 4 года и составил 48 лет.

Второе место после «Nur Otan» по численности выдвинутых кандидатов занимает «Народная партия Казахстана» (бывшая «Коммунистическая»). В списке НПК много новых персоналий от регионов, при этом представлены люди самых разнообразных профессий. В Мажилис партия выдвинула 125 кандидатов. В список вошли 125 человек. Из них количество мужчин 89, или 71,2%, женщин 36 – 28,8%, молодежь до 29 лет — 9 или 7,2%. То есть квота партийного списка выдерживается, она составляет 36%. Средний возраст всех кандидатов в депутаты 46 лет. Самому молодому кандидату 25 лет, самому пожилому — 67 лет. В список попали четверо из семи действующих депутатов мажилиса от партии — Айкын КОНУРОВ, Жамбыл АХМЕТБЕКОВ, Ирина СМИРНОВА и Магеррам МАГЕРРАМОВ. В числе других в списке указаны руководитель аналитической группы «Кипр» Ерлан СМАЙЛОВ, декан факультета философии и политологии КазНУ Алия МАСАЛИМОВА, первый проректор Западно-Казахстанского госуниверситета Асет ТАСМАГАМБЕТОВ, карагандинский гражданский активист Василий КЛИМАКОВ.

На третьем месте по численности списка – 38 кандидатов, оказалась партия «Ак жол», которая включила в список, в основном, свой действующий депутатский актив, а также представителей регионов из бизнес-элит. Среди них лидер партии Азат ПЕРУАШЕВ, первая в истории Казахстана женщина, экс-кандидат в Президенты республики Дания ЕСПАЕВА, Екатерина НИКИТИНСКАЯ, заместитель руководителя парламентской фракции «Ак жол», депутат Мажилиса пятого и шестого созывов и другие. В список включены и новые лица: Бурихан НУРМУХАМЕДОВ, генеральный директор ТОО «Гранд-Ханака»; Азат СЕМБИНОВ, предприниматель, учредитель и руководитель IT-компании KBT-group, победитель «100 новых лиц Казахстана» 2019 года; Газиза ТАЖИБАЕВА, руководитель молодежного крыла Демократической партии «Ак жол» и другие.

В партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса от народно-демократической патриотической партии «Ауыл» вошли 19 человек. Среди них 4 женщины и 2 кандидата, не достигшие 29 лет, что составляет 31,5% от общего числа включенных в список. В частности, в список включены председатель правления Казахского агротехнического университета Кайрат АЙТУГАНОВ, руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Жамбылской области Карлыгаш АРАЛБЕКОВА, ведущий телеканала «Хабар Зейн АЛИПБЕК, главный редактор газеты «Қазақ әдебиеті» Куат ДАУРЕН, первый зампред партии и бывший кандидат в президенты Толеутай РАХИМБЕКОВ, автор самоучителя «Ситуативный казахский» Канат ТАСИБЕКОВ и другие.

Партия «Адал» представила список кандидатов на выборы в Мажилис, состоящий из 20 человек. В нем общественные деятели, тележурналисты, спортсмен и предприниматели. В список вошли председатель партии Серик СУЛТАНГАЛИЕВ, экономист Эльдар ЖУМАГАЗИЕВ, спортсмен и общественный деятель Ардак НАЗАРОВ, тележурналисты Максат ТОЛЫКБАЙ и Даулет МУКАЕВ, председатель Национальной ассоциации овцеводов Казахстана «Шопан Ата» Алмасбек САДЫРБАЕВ, заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», эксперт в области образования Олжас ОРДАБАЕВ, президент Союза фермеров Казахстана Жигули ДАЙРАБАЕВ и другие. Примерно треть в списке — женщины и молодежь.

Таким образом, завершен важный этап избирательной кампании – выдвижение партиями списков кандидатов в Мажилис. Впереди – утверждение партийных списков Центральной избирательной комиссией РК. 4 декабря в 18 часов истекает срок подачи в ЦИК партиями списков кандидатов в депутаты маслихатов», — написал Юрий Булуктаев в Facebook.

Артем НОВОЖИЛОВ – «Ноябрьский партийный парад» — «Нур Отан» ведет себя как подобает гегемону и где-то даже с перебором. Например, в его партийном списке для выборов в нижнюю палату парламента 126 кандидатов. Тем самым партия власти демонстрирует готовность закрыть все потенциальные депутатские мандаты, плюс большую скамейку запасных. Напомним, что в Мажилисе всего 107 депутатских мест, из которых по партийным спискам избираются 98, а 9 идут по квоте от Ассамблеи народа Казахстана.

Новинкой выборов однозначно является партия «Адал». Речь не о том, что она родилась из ребрендинга партии «Бирлик», о функционировании которой знали только специалисты по партийному строительству в Казахстане. По тому, как резво и одновременно системно кадрово усиленная партия «Адал» входит в предстоящие выборы, видны и амбиции, и стоящие за ней серьезные ресурсы.

Список у «Адал» сравнительно небольшой – 20 человек, однако его анализ показывает, что партия намерена отъесть изрядный кусок электората у «Нур Отан», «Ак жол» и «Ауыл».

Для этого в ее рядах заместитель НПП «Атамекен» Олжас ОРДАБАЕВ (не в «Ак жоле», который считается буржуазной партией, а значит по идее должен аккумулировать в себе предпринимателей), глава Союза фермеров Казахстана Жигули ДАЙРАБАЕВ (не в «Ауыл»), эколог Лаура МАЛИКОВА (не в «Нур Отан», который в ходе праймериз необычно много внимания уделял экологии). Все указывает на долгосрочную стратегию этой партии, которая на выборах в Мажилис и маслихаты делает лишь первые шаги.

Партия «Ак жол» до появления «Адал» считалась правой и представляющей интересы предпринимательского корпуса страны. Однако теперь ее позиционирование резко усложнилось. Например, партия Азата ПЕРУАШЕВА провела свой съезд после партии «Адал», из-за чего дублирующие вещи в ее предвыборной программе воспринимаются как списанные у тех, кто озвучил их первыми.

Пальма первенства по идее банкротства физических лиц хронологически принадлежит партии «Адал», хотя у «Ак жол» она тоже присутствует. Аналогичная ситуация с кардинальным понижением базовой ставки Нацбанка.

Странную стратегию электоральной борьбы избрала Народная партия Казахстана, удалившая из своего названия слово «коммунистическая». В адрес КНПК всегда шли упреки за то, что проводимая ею политика не имеет ничего общего с коммунистическими принципами или защитой реальных интересов трудящихся, однако сделанный шаг трудно поддается оправданию с точки зрения апелляции к логике и здравому смыслу.

Наблюдатели высказывают мнение, будто НПК убрала букву «К» из-за того, что в силу демографических причин электорат, который по своим политическим установкам готов голосовать за коммунистов, быстро сокращается численно. Однако эклектичная и невнятная программа НПК вряд ли способна завоевать новых сторонников, тогда как «красных» избирателей она однозначно потеряет. В свое время отказ от серпа и молота в партийной символике не прибавил ей голосов избирателей.

Некоторая часть олигархата, в первую очередь связанная с латифундиями и АПК, не нашла для себя места в «Нур Отан» или «Ак жол», из-за чего решила двигаться самостоятельной колонной под знаменем партии «Ауыл».

В списке «Ауыл» для выборов в Мажилис 19 фамилий, большинство из которых никакого отношения к сельскому хозяйству, агропромышленному комплексу или хотя бы проживанию на селе не имеет. Ну да богатые люди – особые люди. Избирательный взнос в сумме 12 112 500 тенге партия внесла, все необходимые документы подала и ЦИК к ней претензий не имеет.

Несколько удивила партия ОСДП. Ее представители так часто заявляли, что пользуются широкой поддержкой среди населения, ее лозунги созвучны большому числу людей, а протестный электорат вообще только о том и думает, как бы отдать голоса за «социал-демократов».

И тут на съезде глава партии Асхат РАХИМЖАНОВ ставит на голосование вопрос о бойкоте, после чего 32 делегата его поддерживают, 3 против и 5 воздержались.

От действий ОСДП веет каким-то фатальным и тотальным неверием в собственные силы.

«Готовность политических партий к выборам обсудили эксперты» — На площадке NUROTANTRENDS эксперты обсудили готовность политических партий к выборам в Мажилис Парламента РК и маслихаты, передает Azattyq Rýhy.

Модератором онлайн-конференции выступил политолог Уразгали СЕЛЬТЕЕВ.

В частности, спикеры с сожалением высказались о самоотводе ОСДП, а также некоторой пассивности большинства партий.

«Даже не являясь политологом, могу сказать, что чувствуется какая-то растерянность партий, их неготовность к выборам. Хотя на самом деле у нас довольно редкое явление, когда выборы проходят в законно установленный период, то есть они очередные, а не внеплановые. Поэтому очень странно, что съезды у нас проводились буквально в последние дни, когда еще можно было организовать партийные списки и передать их в избирательную комиссию.

Вполне ожидаемо, что те партии, которые уже представлены в Парламенте, они свои минимальные 7% наберут», – считает председатель филиала РОО «Казахстанский союз юристов» в городе Нур-Султане Серик БЕРКАМАЛОВ.

«У нас большая перегрузка имеется на правом фланге. То есть левый у нас представлен только НПК, центр условно «Nur Otan», а все остальные получается правые партии. Причем я бы не сказал, что они праволиберальные, они уже в разной степени правоконсервативные, и все они будут бороться за один и тот же электорат», – выразил мнение политолог, член НСОД Марат ШИБУТОВ.

По их мнению, раньше остальных в рамках подготовки к предвыборной кампании предсказуемо активизировался «Nur Otan». Партия провела праймериз во всех регионах страны, отобрав своих кандидатов. На прошедшем съезде презентовала партсписок в Мажилис, а также обнародовала предвыборную программу «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» до 2025 года.

«Я бы в первую очередь обратила внимание на список партии «Nur Otan», который в определенном смысле меня порадовал. Я не говорю про содержание. Вообще это кардинальный шаг по расширению количества представителей. Можно подумать политологически с чем это связано было, почему это сделано? Можно отдельно посмотреть списки. Если брать с точки зрения обновления партии, списки сигнализируют на то, что настрой на обновление присутствует», – считает президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира ИЛЕУОВА.

По мнению эксперта, гегемония «Nur Otan» на политической арене страны связана прежде всего с фактором Елбасы.

Вячеслав ЩЕКУНСКИХ – «Известные персоны и люди «из народа»: о чем говорят партийные списки?» — Пять казахстанских политических партий сформировали и опубликовали свои списки кандидатов в депутаты нижней палаты парламента (мажилиса). Ожидалось, что в выборах примут участие шесть партий, однако Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) решила бойкотировать выборы. Напомним, что выборы в мажилис парламента страны назначены на 10 января 2021 года. Известный казахстанский политолог Данияр АШИМБАЕВ в комментарии Ia-centr.ru объясняет, что говорят о партиях уже сформированные ими списки кандидатов.

Если посмотреть партийные списки, то на втором месте после «Нур Отана» по численности выдвинутых кандидатов стоит «Народная партия Казахстана» (бывшая «Коммунистическая»). В списке НПК опять-таки много новых персоналий от регионов, при этом представлены люди самых разнообразных профессий. То есть, «Народная партия» подошла к формированию списка форматно – в нем логично много представителей «от народа». И в принципе, таким большим списком она сделала заявку на второе место.

Третье место по численности списка занимает партия «Ак жол», которая подобрала свой действующий депутатский актив, представителей регионов из бизнес-элит. То есть, мы видим ее традиционный состав. Также включена определенная «прослойка» из числа национал-патриотического крыла, которая в партии представлена со времен Алихана Байменова (государственный и общественный деятель Казахстана – ред. ).

Две оставшиеся политпартии «Ауыл» и «Адал» (бывшая «Бiрлiк») представили странные списки, по которым ни критерии их формирования, ни задачи самих партий непонятны. В «Ауыл» есть тоже некое патриотическое крыло, и их задачи выглядят более приемлемыми для национально-ориентированной аудитории. Что же касается «Адал», то создается ощущение, что в список вошли те, кого не взяли в другие партии. Что партия хочет сказать своим списком, какой несет посыл – непонятно. Если партия представляет НПП «Атамекен», то это вызывает вопросы, поскольку раньше Нацпалата работала и с «Нур Отан», и с «Ак жол». Как теперь обстоит ситуация – загадка для региональных палат предпринимателей в плане того, какую партию они должны поддерживать. По озвученным спискам видно, что одна партия претендует на победу, две – будут бороться за второе место, две собираются довольствоваться «крохами с барского стола». Ни «Адал», ни «Ауыл» своими списками амбициозных задач не продемонстрировали.

Так что конфигурация похожа на ту, каким был предыдущий мажилис. То есть, лидирующий «Нур Отан», «Народная партия» – слева, «Ак жол» – справа, и пока невнятные «Ауыл» и «Адал», от них ожидать чего-то экстренного и экстремального крайне сложно.

Айнаш МУСТОЯПОВА – «Парламент Казахстана: выбор, которого нет» — Выборов нет. Мы имеем не что иное, как симулякр (от лат. simulare – притворяться), т.е. симуляция, имитация того, чего на самом деле нет. То, что нам предлагают в качестве «выборов» 10 января, – это копия копии, которая не есть, а лишь ПРЕТЕНДУЕТ на статус, обозначение оригинала, подлинника. Эти выборы только притворяются, что они – выборы.

Что можно противопоставить симулякру? Только реальность, настоящую жизнь. Не принимать симулякр, предлагаемый нам вместо реальности. Иными словами, мы должны отказаться съесть яблоко, сделанное из деталей Лего.

Серьезное отношение к симулякру, который нам предлагают вместо реальности, есть ошибка. Только игра! Не могут быть на одной сцене кривляющийся Арлекин и ищущий ответы на вопросы бытия Гамлет, ловкий обманщик Алдар Косе и постигающий проблему жизни и смерти Коркут-ата.

Всерьез участвовать в этих выборах, значит поверить в реальность симулякра, принять копию вместо оригинала. Поиски того, как выкрутиться в априори невыгодных условиях, созданных властью; за какую из партий голосовать, при этом понимая, что голосовать за них нелепо (голоса – в одну копилку); и пр. – все это есть принятие правил, навязанных властью.

Явка: чем ниже, тем лучше. Да, порога нет. Но согласитесь, выборы, в которых свое доверие выразит лишь 15-20 % населения, подразумевают, что парламент представляет интересы именно этого числа граждан страны. Таким образом, остальные 80 % показали, что они лишены конституционного права избирать и быть избранным.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.