«Казпочта» с убытком в Т5 млрд на топ-менеджера тратит в 35 раз больше, чем на почтальона

Алматы. 22 ноября. КазТАГ – Валентина Владимирская. Т336 тыс. в 2020 году потратило в среднем АО «Казпочта» на одного рядового работника и Т12 млн – на одного члена совета директоров компании, передает корреспондент агентства.

Затраты на одного производственного работника в год составляют Т336 тыс., в месяц – Т28 тыс., таким образом, годовое вознаграждение за труд одного производственного работника в 35 раз меньше годового вознаграждения одного независимого директора, следует сопоставления агентством ответа АО «Казпочта» на запрос редакции с отчетом компании за 2020 год, размещенном на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE).

Сведения о размерах и схемах оплаты труда работников, условиях премирования, согласно ответу «Казпочты», входят в коммерческую тайну.

«На сегодня в АО «Казпочта» трудится более 4,7 тыс. почтальонов. Помимо этого, в компании насчитывается свыше 7,8 тыс. производственных работников, таких как операторы связи, сортировщики, водители, инкассаторы, фельдъегери, курьеры», — говорится в ответе компании, полученном редакцией.

Затраты на персонал в 2020 году выросли – на Т279 млн, до Т4,2 млрд, следует из отчета по финансовой отчетности компании за 2020 год, составленным аудитором в лице KPMG.

Таким образом, затраты на одного производственного работника в год составляют Т336 тыс., в месяц – Т28 тыс.

Членам совета директоров выплачиваются годовые фиксированные вознаграждения за исполнение обязанностей. Членам совета директоров, являющимся представителями интересов единственного акционера – АО «Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Қазына» и осуществляющими свои полномочия согласно должностным обязанностям и председателю правления АО «Казпочта» выплата вознаграждений не предусмотрена, ответили на запрос агентства КазТАГ в ФНБ.

На сегодня, по информации с сайта «Казпочты», в совете директоров состоят шесть членов: два представителя фонда «Самрук-Қазына», председатель правления компании и три независимых директора.

В 2017-2019 годах общая сумма вознаграждений независимых директоров в тенге, согласно ответу «Казпочты», составляла около Т60 млн в год, в 2020 году – Т34,5 млн.

Таким образом, годовое вознаграждение за труд одного производственного работника в 2020 году было в 35 раз меньше годового вознаграждения одного независимого директора.

Напомним, убыток АО «Казпочта» за 2020 год, по сравнению с годом ранее, составил Т5,13 млрд.

Также, убыток АО «Казпочта» за I квартал 2021 года, по сравнению с I кварталом 2020 года, составил Т1,75 млрд, за I полугодие 2021 года – Т1,9 млрд, за девять месяцев 2021 года – Т3,8 млрд.

Представительские расходы и расходы на благотворительность выросли в 2020 году на Т13,5 млн, до Т66 млн.

Также, в январе 2021 года АО «Казпочта» оплатила по договору от 30 декабря 2020 года за программное обеспечение Oracle Т4,5 млрд и получила от China Post Group в счет погашения торговой дебиторской задолженности за 2018-2019 годы Т3,6 млрд, сообщает аудитор KPMG в своем отчете.

«Пишут, что «Казпочта» на грани дефолта. В январе октябре 2021 года убытков набежало Т5 млрд. Если так пойдет, то убыток по году составит Т8,5-9 млрд, что хуже чем компания обещала «Самрук-Казына» – убыток в Т4,1 млрд. Вообще последние годы накопленный убыток компании растет, значительные ненужные капиталовложения дали компании WOW эффект, однако посадили на долговую цепь. Компании нужно провести независимый аудит и немного помощи со стороны финпола, понять как они дошли до такой жизни. И вообще такая помощь нужна многим нацкомпаниям. А то с этим визионерством ребята в Астане забыли, что Нацфонд и ЕНПФ не их деньги, а общие», — прокомментировал ранее ситуацию с убытками «Казпочты» известный финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

Позднее он отметил, что «Казпочта» «как-то нервно отреагировала на сообщения о потенциальном дефолте компании» и все отрицает.

«Вообще, свет не сошелся клином на «Казпочте». Вопрос стоит глубже и острее – если «Казпочта» не сможет вытащить себя хотя бы на уровень убытка в Т4 млрд (а не Т8 млрд убытков, как показывает модель сейчас) – и государство вынуждено будет оказать помощь, то аудит должен быть проведен не только в «Казпочте», но и вообще во всем квазигоссекторе и чуть шире – «Самрук», «Байтерек», «Зерде», региональных СПК (социально-предпринимательских корпорациях – КазТАГ)», — отметил эксперт.

И аудит, по его мнению, «надо будет проводить на пять лет назад, а по некоторым компаниям и на 7-10 лет назад».

«А если найдут нарушения (а нарушения 100% найдут и очень большие), тогда часть повышений, бонусов, высоких назначений – надо будет отменять, в порядке регресса истребовать выплаченные бонусы. Будучи запущенным, маховик аудита не пощадит и несколько бывших и действующих акимов областей, при ком СПК очень вольно обращались с деньгами. Отдельной строкой надо посмотреть, как будет реструктуризироваться «Казпочта», не будет ли сокращений. Напомню, что в некоторых селах почтальонов оформляют на полставки и их зарплата составляет Т25-30 тыс. в месяц, а проходят в день эти простые люди по 10-15 км. То есть «Казпочта», будучи представлена во всех регионах, своего рода скриншот нищеты, которую не хотят видеть в Астане», — резюмировал Рысмамбетов.