«Казахстан готовится к выборам, укрепляя обороноспособность». «Кто и сколько заработает на президентских выборах». «Неудачный год для КТК: форс-мажор или продуманный сценарий». «Почему с полок казахстанских магазинов пропали многие товары»

Сетевой Казахстан 18 октября 2022г.

NG.RU. «Казахстан готовится к выборам, укрепляя обороноспособность» — Фаворит выборов – действующий президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ и без того ведет активную работу как на международной арене, так и внутри страны. Накануне он внес изменения в военную доктрину Казахстана. Это особенно актуально в предвыборный период и нарастающей внешнеполитической турбулентности. Соперники Токаева на досрочных президентских выборах, которые пройдут 20 ноября, – неизвестные широкой общественности люди, не участвовавшие в политике, и выбраны они были лишь как спарринг-партнеры… Предвидя возможные внутренние протесты, Казахстан внес изменения в военную доктрину страны. В одном из пунктов говорится, что внутренние протесты могут подавляться в том числе военным путем. В документе отмечается, что в условиях чрезвычайной ситуации и внутренних конфликтов могут быть применены силы Национальной гвардии.

AZATTYQ.ORG. ««Ужасное время» для Путина и Казахстан, переживающий «прекрасный момент». Интервью по итогам саммита в Астане» — Что нужно делать странам Центральной Азии, чтобы Россия прекратила воспринимать их как «вассалов» и «колониальных подданных»? Почему Путин не воспринимает всерьез выпады Эмомали Рахмона и какая выгода Токаеву от многочисленных собраний и конференций? Азаттык задал вопросы после саммита в Астане редактору издания Eurasianet по Центральной Азии Питеру ЛЕОНАРДУ.

««Посадите за парту». Ученицу в хиджабе после месяца споров пустили в школу» — Алматинка Каусар Болат пошла в 7-й класс с опозданием на месяц. Девочка хочет учиться, но носит хиджаб, что стало причиной отказа в доступе к занятиям. До 7-го класса она училась в селе, и там проблемы в платке на голове не увидели. 3 октября ребенка пустили в школу, но теперь администрация учебного заведения «должна помочь ученице сменить одежду с религиозной атрибутикой на школьную форму».

LITER.KZ. «Неудачный год для КТК: форс-мажор или продуманный сценарий» — Каспийский трубопроводный консорциум, через который проходит значительная часть казахстанской нефти, был вынужден приостановить работу четырежды в этом году. В первый раз из-за шторма на Черном море, во второй – из-за обнаружения снарядов времен Великой Отечественной войны, после новороссийский суд обвинил консорциум в несоответствии экологическим нормам, а последний раз связан с повреждениями танков плавучести. Как приостановка нефтедобычи повлияла на экономику Казахстана, с чем на самом деле связано торможение работы нефтепровода, а также, как государство и акционеры решают проблему…

EXCLUSIVE.KZ. «Кто и сколько заработает на президентских выборах» — Более двадцати миллиардов тенге будут потрачены на выборы с заранее понятным результатом. Exclusive.kz посчитал, кто и на что потратит эти деньги. Завершился этап выдвижения кандидатов в президенты. К сбору подписей в свою поддержку могут приступить 5 кандидатов, еще 7 человек ожидают рассмотрения документов. Как сообщалось ранее, на проведение досрочных президентских выборов было выделено 20,5 миллиарда тенге из резерва правительства. Центральная избирательная комиссия уже начала запускать государственные закупки.

Жарас АХМЕТОВ – «Власти нужно снять с бюджетной иглы своих граждан» — Власть заинтересована в патернализме общества – ведь так им легче управлять. Но цена такой управляемости уже становится драматичной… Нашему обществу пора созреть и быть готовым отвечать за свою судьбу самостоятельно. А пока оно еще незрелое, ждущее, что власть сама устроит все правильно.

VLAST.KZ. «Ограниченная социальная ответственность» — Январские протесты поставили президента и правительство Казахстана перед необходимостью отреагировать на социальные запросы, прозвучавшие в разных частях страны. Открытие фонда «Қазақстан халқына» стало одним из главных ответов на требования граждан. Однако спустя восемь месяцев работы его концепция остается размытой, прозрачность − недостаточной, а фокус на социальных проблемах довольно избирательным. Его руководство предостерегает общество от того, чтобы считать фонд частью социальной политики государства, предъявляя к нему высокие требования. Эксперты, тем не менее, воспринимают его роль именно так. При этом само появление фонда символизирует, скорее, провал модели социального государства в стране.

TURANPRESS.KZ. «Что происходит в маслихатах Астаны и Алматы?» — В будущем роль маслихатов в государственном управлении должна усилиться, но на сегодня не ясно, смогут ли представительные органы власти крупнейших городов страны выйти из тени акиматов. В бурном 2022 году общественная активность маслихатов Астаны и Алматы рекордно усилилась. Однако прежде депутаты так мало выступали в публичном поле, что многие казахстанцы забыли об их существовании. Скажем, это скачок от нуля до десяти по 100-балльной шкале – большой прогресс на фоне многолетнего молчания.

Олжас БЕКТЕНОВTENGRINEWS.KZ. ««Охота на чиновников», триллион тенге и мафия. Интервью с главой Антикора» — Журналист поговорила с председателем Агентства по противодействию коррупции Олжасом БЕКТЕНОВЫМ. Предлагали ли главе Антикора взятку, возвращение в Казахстан более триллиона тенге, опыт борьбы с мафией в Италии и «охота на чиновников». Об этом и не только — в большом интервью — Предложение Главы государства направлено на то, чтобы в какой-то мере визуализировать результаты в борьбе с коррупцией, чтобы население могло видеть и ощутить то, что борьба с коррупцией в стране идет. Конфискованные средства будут аккумулироваться на обособленном счете, либо это будет бюджетный фонд. Средства будут поступать и расходоваться исключительно на строительство объектов образования.

AZATTYQRUHY.KZ. «Миллиарды сахарным гигантам: как чиновники транжирят бюджет» — Ситуация с сахаром, похоже, совсем плачевная. Боясь лишиться должности как предшественник, либо не найдя других выходов из проблемы, новый министр торговли Серик ЖУМАНГАРИН решил задобрить деньгами производителей товара. Сахарным гигантам, которые не бедствуют, а напротив, живут припеваючи, и воротят миллиардами, подкинут еще денег – 43 миллиарда тенге. В ответ на такой жест доброй воли они обещают не поднимать цены. Вот только работать подобная политика сдерживания цен будет не долго, прогнозируют эксперты…

INFORMBURO.KZ. «Ассортиментный голод. Почему с полок казахстанских магазинов пропали многие товары» — По информации сети Magnum, на прилавках казахстанских магазинов заметно меньше стало кондитерской продукции, сократилась представленность сыров, макарон российского производства. И это связано не только с антироссийскими санкциями (уходом брендов с рынка России и следом – СНГ), но и с укреплением курса рубля. То есть торговым сетям стало невыгодно покупать у поставщиков подорожавшие российские продукты. Ещё один тренд последних месяцев – сокращение представленности продукции категории non-food (непродовольственные товары). А это востребованные товары бытовой химии, уходовой и декоративной косметики, средств гигиены, парфюмерии, краски для волос. Их стало заметно меньше на полках, поскольку компании стали сворачивать производство в России, сообщили в Magnum.

FORBES.KZ. «Заехали на час? Что даёт IT-рынку РК релокация российских компаний» — Релокация – одно из самых популярных слов этого года. Остается загадкой, почему оно вдруг повсеместно стало использоваться вместо более привычного «переезд». Сугубо профессиональный термин, хорошо знакомый разве что HR-специалистам, в последние месяцы стал частью повседневного лексикона. Санкции в отношении России и мобилизация вызвали волны релокации. Сначала часть своих сотрудников стал переводить в другие страны крупный бизнес. По сообщениям СМИ, агентство McKinsey & Company, к примеру, передислоцировало более ста сотрудников из России в Алматы. Вслед за гигантами потянулись компании поменьше и фрилансеры.

QMONITOR.KZ. «Ложный путь. Как остановить радикализацию казахстанцев?» — На фоне сложной эпидемиологической ситуации, а затем геополитического кризиса тема религиозного экстремизма и терроризма отошла на задний план. Но это не значит, что эту угрозу можно списывать со счетов. Скорее, она затаилась и ждет удобного момента, а это значит, борьбу с ней необходимо усиливать, причем используя не только силовые методы, но и просветительскую работу. О том, какие особенности исламского радикализма в Казахстане при этом важно учитывать, в своей статье рассказывает политолог Гульнара МУХАТАЕВА.

«Продвижение казахского языка: лучше поздно, чем никогда» — На протяжении многих лет люди, слабо или вовсе не владеющие казахским, парировали на претензии в свой адрес вопросом: а что даст его изучение? Уважение к государственному языку – дело, конечно, хорошее, но это что-то эфемерное, а современный (преимущественно прагматичный) человек привык тратить время и усилия только на то, что имеет практический смысл. Ну, хорошо, освоит он язык, а что дальше? Поможет ли ему знание казахского в повышении образовательного уровня, в получении новой полезной информации, в расширении кругозора, если на нём издаётся крайне мало литературы, фильмов раз-два и обчёлся… И хотя в последнее время в этом плане начались какие-то подвижки, говорить об изменении ситуации пока рано.

Галия УТЕБЕКОВА365INFO.KZ. «Как возродить чистый казахский язык? — рекомендации писателя» — Развитие и продвижение государственного языка в Казахстане идет медленно. По-прежнему казахским владеют не все, а многие знают его лишь на бытовом уровне. А ведь литературный казахский красивый и могущественный, и нам нужно его возрождать. Так считает Галия УТЕБЕКОВА, писатель и автор проекта «Возвращение Умай». По ее словам, технологический уклад жизни, начавшийся в степи сто лет назад, отодвинул казахский язык на второй план. Языком технологии, науки, а впоследствии литературы, искусства и культуры больше стал русский. В результате в наши дни казахский язык больше используется для бытового общения.

TIME.KZ. «Мировой дорожный позор» — В рейтинге по качеству автотрасс Казахстан среди 141 страны занимает 93-е место, уступая Кении и Танзании. При этом ответственное за состояние дорог ведомство — Министерство индустрии и инфраструктурного развития — уверяет, что 90 процентов республиканских дорог находится (плакать или смеяться?) в нормативном состоянии! Правда, у депутатов мажилиса иное мнение на этот счет, что не может не внушать хоть какой-то оптимизм…

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.