Млечин о Масимове: «Сын друга злейшего врага Назарбаева и близкий друг юности Кулибаева»

Астана. 27 декабря. КазТАГ – Российский журналист Леонид Млечин в своей книге «Трагический январь» раскрыл подробности того, как развивалась карьера бывшего председателя комитета национальной безопасности (КНБ) Карима Масимова, задержанного в ходе январских событий.

«Токаев поделился со мной словами, которые ему сказал Назарбаев: — Тридцать лет знаю тебя, но не думал, что ты способен на такие действия. А сейчас в республике от Токаева ждут, что он определится со своим отношением к Назарбаеву. Что имеется в виду? Нурсултан Абишевич – основатель современного государства, Республики Казахстан. Но в республике знающие люди говорят (и очень уверенно), а в социальных сетях прямо пишут, что бывший председатель КНБ Карим Масимов в ходе следствия показал: Назарбаев решил вернуться на высший пост в стране «на три года», а потом поставить на это место «более подходящего» человека. Вот почему было решено избавиться от Токаева. А самому Масимову обещали пост премьер-министра с неограниченными полномочиями», — написал Млечин.

По его словам, Токаев, оказывается, говорил первому президенту: «Нурсултан Абишевич, нужно определиться с властью, нынешнее положение (двоевластие – КазТАГ) чревато дестабилизацией в стране».

«Многоопытный Назарбаев только отшучивался: — Моя задача – помогать тебе, я же заинтересован в нашем успехе. А в соцесетях пишут, что Масимов утверждает: план был другой… Кстати говоря, кто такой Карим Масимов, который так часто упоминается на страницах этой книги? Он родился в 1965 году в Целинограде (ныне Астана) в семье инженера Кажимкана Масимова. Надо заметить, что в большой казахстанской политике этническое происхождение и родовые связи (принадлежность к трем основным жузам — старшему, среднему и младшему) играет немаловажную, если не сказать ключевую роль. Отец Карима Масимова — уйгур. Но его сын называл себя казахом, и даже появилась книга, в которой рассказано о казахском происхождении Масимовых», — говорится в книге.

Автор напомнил, что, выступая в парламенте с рекомендацией назначить Масимова премьер-министром, Назарбаев заявил: «В нашей бескрайней степи каких только казахов не было, один из них Карим Масимов».

«Тем самым дал своему протеже своеобразную путевку в казахстанскую политику. Его отец Кажимкан был человеком необычных способностей. Еще в советское время он почти профессионально занимался йогой. Для провинциального Целинограда это было необычно и опасно. Спасаясь от преследований карательной медицины, Кажимкан Масимов отправился за Полярный круг, где в течение трех лет работал в строительной экспедиции. Вернувшись в Алматы, подружился с Дюсетаем Бекежановым, первым помощником тогдашнего руководителя республики Кунаева. По иронии судьбы именно Бекежанов в середине 80-х годов стал злейшим врагом Назарбаева», — пишет автор.

По словам Млечина, Назарбаев вспоминал: «Все пошло в ход: слухи, клевета, угрозы, ложь. Организацию этого взял на себя «профессионал» этого дела Бекежанов».

«Потом Бекежанов был арестован по обвинению во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением, хищении государственного имущества в особо крупных размерах и приговорен к восьми годам… Первый президент Казахстана приблизил к себе Карима Масимова, назначил его премьер-министром, потом председателем КНБ. А это доверенное лицо. Масимов превратился в ключевую фигуру во властной структуре Казахстана. К нему на поклон шли министры, предприниматели, депутаты. Все они потом от него отвернутся – и друзья, и приятели, и подчиненные, и соратники… Карим Масимов с юности дружил с Тимуром Кулибаевым, зятем Назарбаева. Они составили мощный тандем. Кулибаев с его финансово-индустриальной империей уверенно занял первое место в списке казахстанских миллиардеров. Говорят, Кулибаев представил тестю Карима Масимова как способного и перспективного управленца», — уточнил журналист.

Впрочем, добавил он, «и сам Токаев помог Масимову продвинуться по карьерной лестнице».

« В 1990 году в здании посольства СССР в Китае ко мне подошел парень и сообщил, что он студент Уханьского университета, где изучает китайский язык. И застенчиво сказал: «Я знаю, вы являетесь членом парткома, поэтому не могли бы вы дать мне рекомендацию к вступлению в члены КПСС?» На мое замечание, что партия разваливается и уже не является ведущей политической силой советского общества, Масимов убежденно заявил, что хочет внести свой вклад в укрепление партийных идеалов. Так я стал его «партийным крестным отцом». А после возвращения в Казахстан Масимов возглавил «Народный банк» («Халык банк»), который купили Тимур Кулибаев и его жена Динара Назарбаева», — сказано в книге.

По его словам, Токаев не любит вспоминать, что именно он, став премьер-министром в октябре 1999 года, пригласил Масимова на пост министра транспорта и коммуникаций.

«Токаев объяснил: — Своей команды не было, а он казался скромным и способным парнем. Впоследствии именно так о Масимове будут отзываться его многочисленные друзья. Работая на самых высоких постах в Казахстане, он активно занимался установлением полезных связей в зарубежных элитах. После ареста Масимова влиятельные люди выступили в его защиту, требуя немедленно освободить сторонника западных ценностей и демократии, борца против российского и китайского влияния в Казахстане. А в России его считали промосковским человеком, выступавшим против тлетворного влияния Запада на Казахстан…» — написал Млечин.