Астана. 30 мая. КазТАГ – Основные проблемы в области территориальной обороны Казахстана и пути их решения перечислены в консультативном документе регуляторной политики к проектам законов «О территориальной обороне Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам территориальной обороны», передает корреспондент агентства.
«Неурегулированность общественных отношений в области территориальной обороны (ТрО); Не закреплены права и обязанности юридических и физических лиц в сфере ТрО; Необходимость усиления (слабое) взаимодействия силовых государственных органов с гражданской общественностью в сфере обеспечения ТрО; Необходимость усиления государственного контроля в сфере ТрО центральных государственных и местных исполнительных органов (МИО). Слабое развитие инфраструктуры, обеспеченности частей ТрО в регионах; необходимость пересмотра системы финансирования ТрО; необходимость определения порядка подготовки и ведения ТрО в мирное и военное время; низкая заработная плата военнослужащих бригад территориальных войск (далее – ТрВ); неукомплектованность подразделений ТрВ профессиональными кадрами; не достаточное количество подготовленных специалистов для ТрО», — говорится в описании проблемных вопросов в документе.
Согласно документу, существующая нормативно-правовая база (ведомственные акты) не в полной мере, регулирует правовую систему ТрОРК в регионах страны.
«Отсутствует методология по совершенствованию устройства ТрО в регионах страны. Отсутствие в уполномоченном государственном органе функций по государственному контролю в сфере ТрО центральных государственных и местных исполнительных органов, размытая зона ответственности между уровнями государственного управления местного и самоуправления приводит к разбалансировке системы планирования и исполнения мероприятий по ТрО на уровне местных исполнительных органов», — уточнили авторы.
Как отмечается, «отсутствие законодательного акта о территориальной обороне РК приводит текущее состояние ТрО к разрозненности взглядов у участников системы ТрО, основанных на требованиях подведомственных актов в вопросах ее функционирования».
«В соответствии ЗРК «Об обороне и Вооруженных Силах» уполномоченным органом сфере ТрО является МО РК, однако отсутствие права государственного контроля над центральными государственными органами РК и МИО в рассматриваемой сфере не позволяет МО осуществлять мониторинг текущего состояния системы ТрО и вырабатывать пути ее дальнейшего развития. Кроме того, в рамках интеграции системы ТрО в общую систему обеспечения военной безопасности страны определены задачи и система организации территориальной обороны к решению которых привлечена большая часть граждан РК. Однако гражданское население в регионах страны из-за ее низкой информированности слабо ориентируется вопросах ТрО», — пояснили разработчики.
Как указано в документе, на сегодня вопросы ТрО РК регулируются отдельными нормами в различных правовых актах, таких как:
1) Бюджетный Кодекс РК, в котором прописаны расходы областного (городского) бюджета по обеспечению и содержанию территориальных органов территориальных войск в повседневной деятельности и создание запасов МТС, а также проведение сборов с военнообязанными подразделений ТрО;
2) Закон РК «Об обороне и ВС РК», в котором определены кратко основные понятия ТрО и ТрВ, функции центральных государственных органов (ЦГО), МИО, МО и ГШ, а также организация;
3) Законах РК «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О Национальной гвардии Республики Казахстан», «О воинской службе и статусе военнослужащих», где вопросы организации территориальной обороны прописаны одной строкой, без раскрытия мероприятий по порядку организации и проведенияТрО.
«Бюджеты городов РЗ, областей ограниченны в финансовых возможностях, в связи с чем, объекты ТрВ обеспечиваются в основном по остаточному принципу. Кроме того, бюджеты местного самоуправления имеют низкую самодостаточность а бюджетные процедуры достаточно трудозатраты. Регионы (области) РК отличаются разным экономическим потенциалом, что является причиной ограниченных возможностей МИО по всестороннему обеспечению ТрВ. Большая разница социального положения граждан РК приводит к внутренней и внешней миграции на перманентной основе, что снижает привлекательность прохождения службы в частях подразделениях ТрВ. Таким образом, не достаточное финансирование в регионах (областях) исключает возможность развития инфраструктуры (казарменного фонда, МТС, складских зон) частей ТрО в регионах. Отсутствие учебных центров (пунктов) для подготовки специалистов ТрВ, не позволяют качественно проводить практические занятия с личным составом бригад ТрВ», — обратили внимание авторы.
Также указывается, что низкая заработная плата военнослужащих бригад ТрО влияет на уровень укомплектованности личным составом.
«Комплектование осуществляется по остаточному принципу, что создает риск оттока только призванных, а также состоящих на службе военнослужащих по контракту в бригадах (стрелковых полках) ТрВ, что может негативно повлиять в ходе их применения в угрожаемый период. Из-за разницы ценообразования на рынке труда граждане РК наиболее подходящие для прохождения службы в ТрВ, вынуждены выезжать (переезжать (временно, на ПМЖ, обучение) в другие города страны, а также ближнее и дальнее зарубежье. По состоянию на 2023 год ВС РК для подготовки специалистов регулярных соединений, частей располагает рядом учебных центров по подготовке специалистов для видов, родов войск ВС РК преимущественно в восточном и южном регионах страны которые можно частично использовать для проведения сборов с л/с ТрВ», — говорится в документе.
В месте с тем, ввиду специфики выполняемых задач ТрВ, отсутствия учебных центров, в существующей практике подготовки сборы, учения, как отмечается, проводятся с небольшим количеством л/с ТрВ, что исключает возможность охватить 100% личного состава бригад ТрВ. Таким образом, отмечают авторы, подготовка частей подразделений осуществляется неравномерно, что может повлиять на качество практических навыков военнослужащих ТрВ и применение бригад ТрВ в целом.
«На финансирование ТрВ региональными (областными) бюджетами по состоянию на 2022 год было выделено около Т384 млн. В разрезе регионов совокупности из общего бюджета городов республиканского значения и областей в процентном отношении на финансирование бригад ТрВ выделено: Северный (Астана, Карагандинская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская области) – 0,034%; Южный (города Алматы, Шымкент, Кызылординская, Жамбылская, Алматинская, Туркестанская области) – 0,2%; Западный – (Мангистауская, Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская области) – 0,085%; Восточный – (Павлодарская, Восточно-Казахстанская области) – 0,032%, что по опыту текущей практики функционирования ТрО, является крайне недостаточным», — подчеркнули разработчики.
По их словам, оплата труда военнослужащих по контракту бригад ТрО составляет от Т80 тыс. до 120 тыс.
«Интенсивность развития инфраструктуры, частей ТрО в регионах низкая, по состоянию на 2023 год обеспечено всего 18 объектами. Обеспеченность УМТБ, и подготовки по состоянию на 2023 год составляет 25% и 12,4% соответственно. Обеспеченность МТС, по состоянию на 2023 год – 18,3%. Укомплектованность (организационное ядро) личным составом бригад – 2165 человек, что является низким показателем относительно требуемой численности. Подготовка специалистов для ТрО по состоянию на 2023 год осуществляется не достаточно и не охватывает специальности необходимые в ТрВ», — сказано в сообщении.
Решение описанных проблемных вопросов, предлагается реализовать, через ряд направлений по дальнейшему развитию системы территориальной обороны Казахстана.
Первое направление: совершенствование нормативной правовой базы в области ТрО РК.
«Урегулирует общественные отношения в области организации Территориальной обороны Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере Территориальной обороны Республики Казахстан, а также придать системе ТрО формат отдельной отрасли государственного сектора, подкрепленной соответствующими объемами финансирования», — пояснили разработчики.
Второе направление: Система ТрО РК.
«В целях определения единого взгляда на систему ТрО РК предлагается в разрабатываемом законодательном акте «О территориальной обороне РК» раскрыть компоненты (элементы) системы ТрО РК. Это позволит определить место, роль, функции, компетенции и задачи каждого компонента (элемента),в частности Центральных, военных, местных исполнительных органов в пределах своей компетенции привлекаемых для выполнения мероприятий ТрО РК. Наделить уполномоченного органа в сфере ТрО правом осуществления государственного контроля в сфере территориальной обороны центральных государственных и местных исполнительных органов, а специальных государственных органов по согласованию», — говорится в документе.
Третье направление: Обеспечение ТрВ РК.
«Совершенствование показателя по обеспечению Территориальных войск ВС РК придаст динамику: перевода экономики на режим функционирования в условиях военного времени или военного положения; финансированиюсистемы ТрО направленных на гарантированное удовлетворение потребностей ТрВ вооруженных сил РК, в финансовых, материально-технических и иных ресурсах; повышения уровня социального обеспечения, реализации установленных законодательством Республики Казахстан гарантий военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с воинской службы; организации и проведению в установленные строки мероприятий по формированию частей подразделений ТрВ; в создании военнослужащим частей ТрВ необходимых условий для выполнения ими воинской обязанности; развития инфраструктуры; укомплектованности личным составом бригад ТрВ; повышения престижа и привлекательности прохождения службы в частях ТрВ», — уточнили авторы.
Четвертое направление: Научное обеспечение ТрО, подготовка переподготовка кадров и повышение квалификации.
«Научные исследования в области ТрО РК позволят всестороннее исследовать проблемы ТрО РК, решение задач повышения обороноспособности страны научными методами, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе двойного назначения, а также развитие национального военно-научного потенциала. Подготовка и переподготовка военных, военно-научных кадров в области ТрО повысит качество компетенций практические навыки на стратегическом,оперативно-стратегическом, оперативно-территориальном, оперативно-тактическом, тактическом и местном уровнях управления системы ТрО РК», — сказано в документе.
Пятое направление: Совершенствование организации и оснащенности ТрВ.
«Совершенствование организационных структур частей ТрВ, оснащение соответствующим предназначению подразделений ТрВ вооружением, значительно повысит боевые возможности ТрВ в ходе их боевого применения», — считают разработчики.
Также приводятся текущие показатели и ожидаемые результаты от реализации законопроектов:
— Разрабатываемый Закон РК «О территориальной обороне Республики Казахстан» урегулирует общественные отношения и установит правовые основы государственной политики в сфере территориальной обороны в целом – выстраивание четкой системы организации территориальной обороны, что позволит повысить обороноспособность страны в целом;
— Дальнейшее развитие инфраструктуры, обеспеченности частей ТрО – развитие инфраструктуры для ТрО в регионах приведет к самодостаточности частей подразделений ТрВ;
— Повышение качества укомплектованности частей и подразделений ТрО по военно-учетной специальности – значительно повысит боеготовность частей, подразделений ТрВ в регионах Будет, способствовать качественному применению в угрожаемый период специальные формирования ТрО и части, подразделения ТрВ ВС РК;
— Информирование и обученность населения по вопросам военной подготовки — повысит привлекательность воинской службы в ТрВ, снизит отток граждан в другие регионы, повысится численность населения регионов. Охват населения Республики Казахстан, подготовленные специалисты в области ТрО, военный управленческий состав различного звена военного управления будет способствовать информированности населения о важности ТрО в РК и снизит угрозу возможных беспорядков в регионах.