Что за зверь такой госсек-министр?

Реплика дилетанта или немного политической футурологии

Кажется, вчера еще новое правительство присягало специальной клятвой чиновников высшего ранга на службу Отечеству… А сегодня уже все устаканилось: премьер начал свою серию рабочих поездок по стране, члены кабинета, вроде министра госдоходов, спокойно продолжили ранее освоенную работу, другие, как новый министр юстиции, активно взялись за новые для себя функциональные обязанности. Разве что бывший главный железнодорожник оказался на грани вылета из правительства. Но наиболее уникальной выглядит ситуация с К.Токаевым.


Просьбу четвертого экс-премьера президент страны уважил — вернул того в кресло первого руководителя внешнеполитического ведомства. Пожалуй, это назначение можно считать наиболее адекватным. Но вместе с тем, сразу же возник что называется знак вопроса, т.к. экс-премьера не просто назначили министром иностранных дел по второму кругу, ему дали еще одну должность – государственный секретарь. Теперь должность Касымжомарта Токаева называется так: Государственный секретарь… а потом, через тире – еще и министр иностранных дел.


Должность Государственного секретаря РК ранее занимал Абиш Кекилбаев. Народный писатель и бывший спикер “профессионального” парламента на этом посту в основном общался с корпусом иностранных послов в РК (через вручение и получение вверительных грамот). Все понимали, что это синекура, и не более, и поэтому за скобками оставался статус должности. Впрочем, Абиш Кекильбаев был действующим деятелем по “казахским делам”, от которых тоже многое что зависело, но о которых не принято было говорить вслух, поскольку они большей частью неформальны и, соответственно, непрозрачны. Однако, после того как Государственным секретарем, а заодно и шефом казахстанского Форин-офиса был определен Токаев, все еще более усложнилось. Ведь Токаев — это действующий государственный деятель, в отличие от Абиша Кекилбаева. Но нынешнее совмещение должностей, это вполне “по-казахски”. Сегодня одних послов встречает сам президент, других — Госсек, а теперь по совместительству еще и министр иностранных дел. Такая чехарда вряд ли по нраву тем, кто попал в разряд “второсортных” для Казахстана стран, ведь ритуал обмена вверительными грамотами — это устоявшаяся традиция, имеющая свои писаные протокольные каноны и неписаные правила дипломатического этикета. Скажем, в России что Ельцин, что Путин всегда сами участвовали в этой церемонии. Подолгу болевший Ельцин иногда принимал “накопившихся” послов десятками. Такую же практику завел и Путин, только он “копит” послов не из-за болезни, а из-за своей жуткой занятости. Но неужели Назарбаев более занятой человек, чем Путин?! Абсурдность и названия, и функциональной сути новой должности г-на Токаева очевидна любому здравомыслящему человеку: это все равно что суд обязать проводить оперативно-розыскные работы, а адвокатуру — разрабатывать обвинение… Ведь министр – это член правительства, а Госсек — это конституционная должность. Странно и то, что на этот казус никто еще не отреагировал. Или такие должностные “гибриды” теперь будут встречаться повсеместно? Скажем, зачем нам министр МВД и председатель КНБ? Можно “оптимизировать”, а можно “сконцентрировать” силовые структуры следующим образом: председатель-министр Внутренней и Национальной безопасности, и далее по всему списку правительства. Ну и пусть попахивает нарушением Конституции, зато какая колоссальная экономия зарплат и премиальных!


Тем не менее, если отрешиться от чисто казусной составной новой должности К.Токаева и попытаться увидеть во всем этом определенную логику, можно прийти к любопытному выводу. Надо сказать, что его новое назначение, помимо внешнеполитических несуразиц, вносит и определенную внутриполитическую коллизию. Допустим, А.Кекилбаева никто и никогда не воспринимал как человека, способного заменить “ноль первого”. Это к тому, что Госсек, при определенных обстоятельствах, точно так же, как парламентские спикеры, может временно замещать главу государства. А в нашем случае получается, что человек, который в условиях форс-мажора может автоматически оказаться выше премьера, этому же премьеру, как член его кабинета… и подчиняется!.. А подчиняется ли на деле? Вот здесь-то, по всей видимости, что-то и сокрыто.


Считается, что ныне К.Токаев всего лишь обыкновенный министр иностранных дел. Ничего подобного! Он доказал свою преданность главе государства в ноябре прошлого года, меланхолично рявкнув на организаторов ДВК. Но все-таки рявкнув! А кое-кого и просто оскорбив. Все же это достаточно неожиданно для всегда ровного, во всех отношениях, Токаева! Такое умение в ближайшем будущем будет в еще большей цене. А цитаты из той знаменитой речи и ее тон еще не раз будут дублироваться. Причем не обязательно в адрес “киндер-сюрпризов”. “Ноль первый”, наверняка, отследил реакцию на токаевскую речь и по достоинству, оценил ее. Недаром многими замечено, что обычно спокойный У.Джандосов и его сотоварищи по отставке из правительства при упоминании имени Токаева, приходили в тихую ярость. И, наверное, не только из-за “Акцесс Индастриз”. Оказалось, что Токаев может при случае и крепко зацепить. Одно из известных всей республике изданий заподозрило, что речь, сказанная Токаевым, принадлежит не ему, так как в ней встречается пара неграмотных оборотов, которые такой просвещенный и вышколенный еще работой в советском МИДе высокопоставленный чиновник применить не мог. Но это, как говорится, “не факт”, к тому же Токаев говорит на русском куда чище и, если можно так выразиться, связнее, чем многие из тех, кто ныне выступает с трибун “Ак жола”. Плюс к этому в непрекращающейся битве за влияние на президента у Токаева есть свои козыри. Прежде всего потому, что он сам остается одним из главных козырей главы государства. На это указывает и странная сегодняшняя должность Токаева. Некоторые обозреватели и даже политики (не будем показывать пальцем, но одним из таких заблуждающихся, между прочим, является Петр Своик) назвали Имангали Тасмагамбетова чуть ли не приемником Нурсултана Назарбаева. Но если есть такие фантастические варианты, почему из этого ряда выпал Касымжомарт Кемелевич? В некий час “икс” он вполне может перестать быть министром, но остаться Государственным секретарем… Со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до публичных обращений к народу. Обкатку такую Токаев уже прошел, да и народ этого премьера, при котором он вроде спокойно и худо-бедно сытно прожил годика два (а один год ныне за два идет!), уже не забудет. Так что, своеобразный политический капитал экс-премьер тоже имеет. Может быть, не лучше, но и не хуже, чем у других.