Пять непростых вопросов министру

Ну что ж вы так, Каирбек Шошанович?


“Караван” продолжает раскручивать тему полицейского произвола, редакция опубликовала вопросы, адресованные министру внутренних дел РК Каирбеку Сулейменову:


“Почему начальство некоторых казахстанских РУВД и ГУВД допускает и даже поощряет “выбивание” из задержанных признательных показаний? Считаете ли Вы лично, что для достижения цели – признания подозреваемым своей вины – допускаются любые средства воздействия вплоть до избиения и пыток? Всегда ли в органах внутренних дел имело место рукоприкладство по отношению к задержанным и подозреваемым гражданам? Если нет, то когда оно стало применяться? И в связи с чем? Практиковалось ли избиение подследственных в советское время? Можно ли уличить подследственного в совершении преступления, не прибегая к мерам физического воздействия?”


Зря Каирбек Шошанович не ответил на вопросы, тем более что некоторые из них дают обширное поле для того, чтобы “себя показать”. Например, в ответ на вопрос о методах советского следствия МВД мог бы цитировать целые куски, скажем, из “Архипелаг ГУЛАГ” или из “Факультета ненужных вещей” Домбровского. Он мог бы прислать целую рукопись, посвященную описанию изощренных пыток царской охранки, а там и вовсе уйти с головой в повествование об испанской инквизиции, но нет… Не откликнулся Каирбек Сулейменов на призыв “акул казахстанской журналистики” и дал им возможность самим докопаться до истины (“Почему полицейские предпочитают работать не головой, а кулаками? Потому что так быстрее и проще!”) и сделать грустный вывод: “Пытки у нас есть. Фактов нету”. Но вполне возможно, что отпущенного законом трехдневного срока, за который чиновник обязан дать ответы, Каирбеку Шошановичу просто не хватило. Вопросы-то ведь масштабные, тема – благодатная, тут одной лекцией не отделаешься.


Чудесные трубы “Водоканала”


“Горводоканал” собирается поднять тарифы на холодную воду в полтора раза. Об этом сообщила газета “Время” в очередном номере. “Предлог: 4 тысячи километров горводопровода и канализационных сетей Алматы находятся на грани катастрофы. Дело в том, что руководство предприятия долгие годы экономило на ремонте, хотя плановые затраты исправно загоняло в действующий тариф. По сути, горожане уже оплатили то, чего не было и нет и за что с них еще раз снимают деньги”, — считает издание. А вот “Столичная жизнь” на прошлой неделе, напротив, защищала монополиста, но не от нападок прессы, а от Генеральной прокуратуры и представителей “АБН Амро Банк Казахстан”. Как оказалось, этот банк предоставил “Водоканалу” кредит, и опять-таки для замены прогнивших (наверное, насквозь) труб. По кредитному договору обратно свои деньги банк должен был получить только через год, но “буквально через четыре дня – 4 августа – кредитор внезапно арестовал все счета предприятия… Дело в том, что в кредитном договоре был довольно хитрый пункт, который юридическая служба “Водоканала” проглядела”. По этому пункту банк мог в одностороннем порядке приостановить действие договора даже в том случае, если ему только покажется, что монополист хочет нарушить его условия. Журналист выступает в этом материале на стороне монополии, но здравый смысл и логика мешают прослезиться над горькой судьбой “бессменного поильца южной столицы”. Во-первых, из статьи следует, что генеральный директор ГКП “Горводоканал” Зуев подмахнул договор не глядя, да и юристы “ГВК” оказались, скажем, не на высоте. Во-вторых, получается, не единожды содравший деньги на ремонт труб с потребителей монополист теперь еще и занимает для тех же целей деньги под проценты (а проценты наверняка отдавать придется нам с вами). И в-третьих, поставщики коммунальных услуг (речь идет не только о “Водоканале”) сами при любом удобном случае нарушают условия публичных договоров, которые они заключают с рядовыми потребителями. Взять хотя бы метод, когда условия такого договора публикуются в “Вечернем Алматы”, после чего он считается вступившим в силу. В итоге, поставщик может делать все, что хочет. Так, например, “горожан, не имеющих водомеров, вынуждают платить чуть ли не за полсотни ведер воды в день” (“Время”).


И снова, рассматривая каждую конкретную ситуацию как частный случай, журналисты не задаются вопросом, почему вообще такое возможно и в чем корень проблемы? И создается ощущение, что не задают они себе этот вопрос не потому, что он у них не возникает, а потому, что он – лишний. А лишних вопросов лучше не задавать, так спокойнее.


На безрыбье и Путин — европеец


Первую полосу и разворот отвел под “неформальный саммит” еженедельник “Новости недели”, в принципе, издание не привнесло ничего нового, да и это было практически невозможно сделать из-за недостатка информации. Собкор “Российской газеты” Ю.Киринициянов отметил, что “главами государства был обойден один острый вопрос. Президенты вели себя так, будто ничего не случилось на узбекско-казахстанской и узбекско-киргизской границах. Будто не звучали выстрелы, не гибли люди…” Но тем не менее, автор поставил президентам “четверку с минусом” за то, что “в очередной раз попытались стимулировать интеграционные процессы”. Теме российско-грузинских отношений также была отдана дань: “российский телеканал НТВ сообщил, что Тбилиси в вопросах борьбы с терроризмом сделал ставку в первую очередь на Вашингтон. Тут же о необратимости последствий, связанных с появлениями американских военных в Грузии…заявил МИД России Игорь Иванов. Ситуацию пришлось сглаживать уже в Алматы президентам обеих стран…” Вообще, такая практика улаживания конфликтов была задействована Кремлем несколько раз, причем за последнее время. Взять хотя бы олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, когда все официальные лица требовали бойкота, но потом успокоились, и якобы не без вмешательства российского президента. Или скандал с гражданством. Только прошел слух, что русских, живущих за пределами России и желающих вернуться на родину, ждет долгая процедура получения гражданства, как опять президенты двух стран заверяют народ, что все в порядке и закон на казахстанских русских не распространяется. По мнению “НН”, таким образом целенаправленно создается “фон для “европейца”, ведь чтобы наши цари сошли за “европейцев”, ведя, например, грязную войну с горцами на Кавказе и насаждая вертикаль власти в остальной стране, надо, чтобы все другие видные русские выглядели совсем уж отвязанными агрессивными азиатами”.