Для чего нужны журналистские конгрессы

“ХАБАР – Жетi-кун”


“Не только о себе…”


Недовольство казахстанского обывателя тем, что отечественный эфир и полосы газет заполнили материалы о проблемах средств массовой информации, вполне понятно. Достаточно было посмотреть в минувшее воскресенье информационно-аналитическую программу “Жетi Кун” на телеканале Хабар. Более получаса аналитики агентства рассказывали казахстанцам об итогах конгресса журналистов, прошедшего 12 марта в Астане. Безусловно, событие для нашей страны неординарное. Уж слишком остро стоит вопрос о СМИ, в целом, и о журналистах, в частности. И все же складывается впечатление, что от конгресса ждали гораздо большего, нежели получили. Ну тут, как говорится, чем богаты… Президента выслушали, сами высказались, да еще и региональным делегатам дали возможность излить душу. Затем, как положено, попили “огненной воды”, специально припасенной для такого торжественного случая, и разъехались, чтобы продолжить службу народу и своему непосредственному хозяину. Главное не победа – главное участие! Как справедливо было замечено, конгресс только обнажил проблемы, путей разрешения которых предложено практически не было. Предполагаемый диалог с властью вылился в обширный монолог главы государства и семиминутные монологи журналистов. В общем, как говорил герой фильма “Брат”: “На “стрелке” добазарились по мирному”. Но “непонятки” все же остались.


Видимо, устав от грызни внутри казахстанского журналистского цеха, аналитики Хабара поехали за семь морей, дабы разузнать, как же живут и решают свои проблемы коллеги в других странах. Объектом изучения стала японская компания NHK. Одно только упоминание о “Стране восходящего солнца” у простого человека вызывает неподдельный интерес – уж больно загадочна японская душа для не менее загадочной постсоветской. Отечественный же телезритель, посмотрев на добропорядочных и законопослушных японцев, про себя опять подумал: “Что бы я так жил!”.


Поведал главный официоз и о том, что казахстанские чиновники от футбола не теряют надежду о принятии нашей страны в UEFA. Довольно странно, что молчат казахстанские баскетболисты – можно ведь и в NBA попроситься!


“КТК — Портрет недели”


“А ты не путай свою личную честь с государственной!”


Как и следовало ожидать, ведущий начал программу с прошедшего в столице конгресса журналистов. Снова прозвучал монолог Артура Платонова, ранее опубликованный в “Караване” с небольшими изменениями, о преследованиях журналистов медиахолдинга, особенно внимание акцентировалось на запросах, поступивших из органов внутренних дел от некоего полковника Квана оператору связи с требованием определить имена владельцев 50 телефонных номеров. Как сообщил автор программы, все эти номера принадлежат ведущим корреспондентам медиахолдинга.


Особенно заинтересовала коллег-журналистов речь Тамары Калеевой на Конгрессе. Она сообщила, что против журналистов ведется огромное количество дел, истцами являются госчиновники, а самая частая формулировка обвинения – “оскорбление чести и достоинства”. По мнению Т. Калеевой, необходимо четко разделить, что такое “честь и достоинство”, а что такое “деловая репутация”, и не путать одно с другим. Если издание действительно затрагивает личную жизнь чиновника, то в этом случае иск оправдан, в противном случае речь идет только о деловой репутации, и интерес журналистов вполне оправдан.


Посылать ли наших солдат в Афганистан? Похоже, парламентарии изрядно увязли в этом вопросе. Наш КазБат сам нуждается в помощи, утверждают некоторые депутаты, иные подчеркивают, что социальная защита в случае гибели или ранения контрактника отсутствует. Кроме того, уже всплыли факты, когда новобранцев-контрактников заселяли в обычные казармы, выдавали снаряжение б/у, а потом и вовсе выяснялось, что получать они будут не 600 долларов, как было оговорено, а гораздо меньше.


Бывший глава РГП “Казахстан Темир Жолы” Аблай Мырзахметов отстранен от должности министра транспорта и коммуникаций. Причиной тому стали результаты проверки РГП. Выявлено множество правонарушений, например, во время тендера по закупке товаров и услуг было зарегистрировано сразу 11 фирм, принадлежавших фактически одному и тому же лицу. То есть, при любом исходе победитель был бы один. А проигрывало при этом государство, недополучившее в итоге около 5 миллиардов тенге. Но что-то мало верится, что никто до сей поры не замечал полупустые вагоны поездов при отсутствии билетов в кассе и обилии их на “черном рынке”.


США ввели запрет на ввоз нашей стали, при этом больше всего задело редакторов программы то, что янки даже не удосужились придумать причину,они просто заявили, что это им невыгодно. А Великобритания со своей стороны отказалась от нашей говядины. Но пока официальные лица не видят в этом политической подоплеки.


Наконец, началась выплата вкладов клиентам “Смагулов и К”. Уже третья по счету ликвидационная комиссия выплачивает обманутым людям 25 процентов вложенных денег. При этом от вкладчиков осталось меньше половины, остальные либо умерли (клиентами компании были, в основном, инвалиды и пенсионеры), либо выехали из Казахстана.


“31-й Канал — Неделя”


Куда мчится “бешеная лошадь”?!


Большой сюжет был посвящен прошедшему недавно 1-му конгрессу журналистов Казахстана. Были показаны выдержки из выступления на этом конгрессе президента Назарбаева, а также организатора конгресса — С.Матаева. Президент высказал свое недовольство СМИ, а Матаев постоянно говорил нечто невразумительное, и, естественно, получилось очень убого — ведь по сути сказать то и нечего… Как ни странно, впервые за несколько лет в эфире появился Сергей Дуванов, который дал весьма объективную оценку прошедшему форуму. В общем, властями предпринята еще одна попытка поставить под свой контроль СМИ. Но вряд ли сегодня из этого что-нибудь получится: времена уже не те, да и власть слаба, как никогда. Одним словом, поздно…


Далее программа продолжила PR нового премьера И.Тасмагамбетова. Был дан репортаж о его поездке по южным регионам республики. Все это напомнило дежурные поездки партийных и комсомольских деятелей времен застоя. Неужели премьер ни на что не способен и не может дать даже нормальный информационный повод для PR? Остается только догадываться, для чего этот PR нужен 31-му каналу.


Затянутый, с большими смысловыми повторами был дан сюжет о прошедшем учредительном съезде новой партии “Ак жол”. Один из пикетчиков этого съезда очень эмоционально назвал новую партию “бешеной лошадью”, имея в виду их эмблему в виде лошади, несущейся неизвестно куда. Лидеры партии огласили программу, в которой основное внимание уделено реформированию избирательной системы, выборам всех акимов (кроме областных) и расширению роли парламента. Ведущий назвал программу “привлекательной и фантастичной”. Те же положения из программы повторил в прямом эфире один из лидеров партии — Ораз Жандосов, немного поменявший имя, фамилию и даже внешность. Вполне возможно, что новая партия будет представлять оппозицию на переговорах с правительством по вопросам децентрализации власти. И, таким образом, займет место непримиримой оппозиции в лице ОДП, ДВК и пр.


Последний сюжет был посвящен почему-то так называемой “куриной войне”. Сюжет был немыслимо затянут. Непонятно, зачем он был дан вообще, может быть это лоббирование нового проекта по организации производства экологически чистых кур?


“31 Канал – САЯСАТ”


Тихая партия


Аналитическая программа “Саясат” была посвящена двум темам — прошедшему в субботу учредительному съезду партии “Ак жол” (Светлый путь) и первому конгрессу журналистов Казахстана.


Как отметил ведущий программы, рождение новой партии прошло тихо-мирно, без всяких эксцессов. Никто не гонял делегатов из одного здания в другое, что может свидетельствовать о близости партии к власти. Об этом говорил в предыдущих программах и политолог Ерлан Карин, который высказал мнение, что “Ак жол” создан по заказу сверху. Репортаж со съезда не отметил также особых прорывных идей отцов-основателей партии: Алихана Байменова, Ураза Джандосова и Булата Абилова. Единственным диссонансом было пикетирование съезда представителями рабочего движения, которым очевидно, не понравилась эмблема партии “Ак жол” — скачущий конь, они восприняли его как бешеную лошадь и призывали неизвестно кого остановить ее.


Приглашенный в студию сопредседатель новой партии Алихан Байменов попытался сразу же отмежеваться от обвинений в провластной ориентации “Ак жола”. Он привел такой пример, если закрыли ТРК “Тан”, а 31 канал продолжал вещать в это время, то можно сказать, что 31 канал ближе к власти. После такой ироничной шутки Байменов поведал об отличии своей партии от других.


По его утверждению все политические партии в республике можно разделить на три категории. Первые, не желают никаких изменений. Вторые, критикуют все подряд и нацелены на смену режима. А третьи, а это именно “Ак жол”, стремятся провести демократические реформы в рамках законов. При этом они понимают, что на каком-то этапе придется вносить изменения и в конституцию страны. Но пока они уверены в возможности реализации своих программ. Основное внимание партия “Ак жол” будет уделять социальным вопросам. Они предлагают открыть счета на каждого новорожденного, чтобы перечислять туда средства от продажи нефти. Предлагается ввести трехуровневую систему пенсионного обеспечения. В планах — участие во всех предстоящих выборах в районные и областные маслихаты. В общем, по всем позициям проглядывает разумная умеренность. И при всем этом Байменов не удовлетворен работой государственных СМИ, которые не отражают многообразие общественной мысли, хотя финансируются они из бюджета, т.е. существуют на деньги налогоплательщиков.


Прошел первый конгресс журналистов и вместо ответов на волнующие СМИ вопросы оставил множество сомнений. Речь президента, в тех местах, где он говорил на государственном языке, звучала угрожающе. Президент высказался о внешних и внутренних врагах государства, и оказалось, внутренние враги опаснее внешних. Правда, он не уточнил, кого имел в виду.


Приглашенный в студию председатель союза журналистов Казахстана и один из организаторов Конгресса Сейтказы Матаев также не смог внятно разъяснить суть и цель собрания журналистов. Единственное, что он мог сказать, так это то, что скоро будет создан национальный совет по СМИ при президенте и, хотя все пророчат его на руководство тем советом, он не намерен возглавлять его.


“ТАН — Власть”


Как научиться писать о недостатках своей Родины с любовью?..


Такое впечатление, что программа “Власть” обрела второе дыхание. Возможно, та напористость и накал критического подхода к казахстанским реалиям, происходят из-за того, что журналисты и владельцы канала “ТАН” решили принципиально не идти на компромисс ради первой декады апреля. Ведь именно до этого срока властями дано время на “исправление” тех недостатков, которые якобы и послужили причинами недавнего закрытия канала… В любом случае, надо отдать должное смелости телеканала “ТАН”.


Совершенно справедливо “тановские” аналитики отметили в числе главных событий, прошедших на прошлой неделе, I-й Конгресс журналистов Казахстана. Внимание было заострено на речи президента страны Нурсултана Назарбаева, которая была названа программной. Было совершенно верно уловлено, что отеческие наставления прессе, прозвучавшие из уст президента весьма напоминали жесткие постулаты партийной журналистики. “ТАН” не поскупился, чтобы показать обширные куски с записями речи лучшего друга и наставника казахстанских журналистов. Получилось очень впечатляюще и без язвительных комментариев… Особенно запал в душу проект завести Национальный Совет по СМИ, руководитель которого одновременно являлся бы советником президента по журналистским вопросам. Если учесть, что никуда не исчезнут Минтраском, санэпидстанция, МКИОС, Финансовая полиция и масса других ведомств, имеющих самое прямое отношение к прессе, то появление Национального Совета стоит расценивать как появление нового контролирующего органа. Причем, глава государства, костеря журналистов, обслуживающих за деньги олигархов, сам предлагает повысить объем Президентской премии для журналистов в десятки раз (это примерно 20 тысяч американских долларов!). Понятно, что кандидатуры для премии непременно будут проходить утверждение через НацСовет по СМИ… Но не это самое оригинальное! Все эти общественные советы также должны, по задумке главы государства, иметь отношение к учреждению, прекращению и приостановлению того или иного СМИ. И как язвительно заметил голос за кадром, весьма напоминающий голос журналиста Тимура Даутова, вряд ли мы увидим в этих Советах такие общественно значимые фигуры как Савостина или Ауэзов. А призывы больше писать и показывать “положительных примеров и героев нашего времени”, конечно же, трогают душу циничных и продажных журналистов (а именно в этом, по сути, обвинил журналистскую братию президент!). Но, видимо, г-н Президент не учел того, что какая бы пресса не была ангажированной, она подобие самого общества и отображает то, что из себя представляет это самое общество. Поэтому и героев положительных практически нет, поскольку общественные идеалы преследуют только одну цель – денежную состоятельность. Что касается политической обстановки, сегодня главный конфликт происходит между теми, кто хотел бы все оставить как было и есть (а пресловутые заклинания о сохранении спокойствия и стабильности преследуют именно эту цель!), и теми, кто хочет двигаться дальше… Согласно такой диспозиции, видимо, и будут работать структуры, о которых была речь на Конгрессе: “По всей видимости, будет создан исполком, куда войдут ориентированные на власть СМИ”. Причем, ведущий заметил, что, скорее, это был не конгресс журналистов, а Конгресс руководителей СМИ и пресс-служб.


Остальные сюжеты были не менее подробны и оппозиционны по своему духу. Но в отличие от предыдущих передач, все сюжеты были основательно наполнены фактурой и все самостоятельные выводы логично совпадали с тем, о чем показывалось и говорилось. Надо сказать, что “Власть” имела не один гвоздь, а целых три. Это анализ Конгресса журналистов, информация о судьбе застрявших в швейцарских банках казахстанских деньгах, а это ни много ни мало более десятка миллионов долларов, и размышления вокруг этой ситуации. Например, лидер казахстанских коммунистов Серикболсын Абдильдин считает, что премьер-министр должен применить весь арсенал средства, чтобы вернуть эти “бесхозные” деньги в страну и использовать их на нужды государства. При этом он твердо, опираясь на документы, говорит о том, что это деньги президентской семьи. Неплохо смотрелся, убежденный в своей правоте, Галымжан Жакиянов, которого интервьюировал Асылбек Абдулов. Главный на сегодняшний день оппонент власти по-прежнему не отказывается от провозглашенных ДВК принципов.


Достаточно нейтральным был сюжет об Учредительном съезде партии “Ак жол”. Камера беспристрастно показала, что ажиотажа, мягко говоря. не было никакого.


Итак, “ТАН” вновь зарею протестующей встал над казахстанским обществом. И такой “ТАН” очень симпатичен. Журналистам Казахстана, наверное, стоит поддержать призыв президента говорить только о хорошем. Но только пусть никто не запрещает быть критичным, хотя бы “ТАНу”. Ибо без него картина казахстанской действительности потеряют свой истинный контраст. А когда нет контраста, трудно различать курс, можно потеряться…