Как Армангуль Капашева угрожала избить начальника службы охраны “Нурбанка”?

Обзор прессы

Сегодня вышли: “Время”, “Свобода слова”, “Тасжарган”, “Литер-неделя” и Капитал.kz”

Еженедельник “Время” размещает полный текст интервью журналиста Геннадия Бендицкого с начальником департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы Владимиром Курбатовым. Частично разговор между ведущим “следователем” газеты и главным финансовым полицейским южной столицы публиковался в недавнем ежедневном выпуске “Времени”.

Интервью интересно тем, что исподволь обнажает позицию, как печатного издания номер один в KZ, так и высокопоставленного чиновника ведомства Сарыбая Калмурзаева по конфликту в “Нурбанке”. Так, у журналиста повсеместно проглядывается критический настрой к той правде, которую отстаивает нынешнее руководство “Нурбанка” вместе со своим акционером Рахатом Алиевым. Взять хотя бы вопрос:

“ — Владимир Николаевич, а вот лично вы, как опытный полицейский, с большим стажем, дослужившийся до генеральских погон, считаете нормальным, когда работники частной охраны частного банка оказывают противодействие представителям власти — полицейским, находящимся при исполнении? Ну и кому будет нужна такая полиция?”.

В то же время, Владимир Курбатов гнет линию, целиком удовлетворяющую нынешнему руководству “Нурбанка” и его акционеру Рахату Алиеву, особенно когда объясняет, как Абилмажен Гилимов и Жолдас Тимралиев, будучи освобожденными от своих должностей, умудрились провернуть финансовую махинацию с 809 миллионами тенге. Причем подобное заявление беспристрастным финполицейским делается задолго до судебного разбирательства по данному делу:

“…Совершенно никаких нестыковок и нелогичностей я не вижу. Скорее, наоборот. Именно увольнение и подтолкнуло их к проведению этого транша. Необязательно быть руководителем банка, чтобы совершать такие махинации. Достаточно быть организатором преступной группы. После увольнения у Гилимова в банке оставались работать его люди… Именно поэтому ни одной его подписи нет ни на одной проводке. Нельзя же так примитивно рассуждать: мол, есть подпись — виноват, а нет — значит, не виноват. Ведь там не кредитная операция идет. Идут деньги нескольких клиентов банка. По схеме, специально созданной под руководством Гилимова”…

Менее тонкую игру, как обычно, ведет газета “Свобода слова”. В этом номере “СС” печатает претензию на самое себя от адвоката Рахата Алиева — Любови Балмагамбетовой, а затем Гульжан Ергалиева шаг за шагом развенчивает ее содержание, не забывая в очередной раз обрушиться на старшего зятя президента.

Между тем, обращаясь к казахской народной мудрости, гласящей: когда дерутся два верблюда, умирают мухи, Гульжан Хамитовна перечисляет всех, кто пострадал и страдает по причине меньших “габаритов”, чем у основных фигурантов банковского скандала. Это 40, если не больше, предприятий, которые имеют отношение к банку. “Замораживаются счета, ведутся допросы, кое-где закрываются компании”, — повествует главный редактор “Свободы слова”. – Разыскиваются люди, не имеющие отношения к банку, но которых подозревают в сговоре с Гилимовым и Тимралиевым, а вдруг они подельники? Хотя это обычные бизнесмены”.

Обращает внимание главред “CC” и на арестованных четверых полицейских, обвиняющихся в нападении на банк 31 января. С нотками сочувствия отзывается о задержанном заместителе начальника ДВД Алматы Самалихове, якобы давшем санкцию на выезд подчиненных в головной офис “Нурбанка”, а также отстраненном от должности начальника СОБРа Кадыргожаеве. “Кроме того, в знак протеста подали рапорта об отставке десятки полицейских, потому что возмущены несправедливым арестом товарищей по службе”, — объясняет поступок “уволенных по собственному желанию” полицейских “Свобода слова”.

И затем ударяется в предположения, основанные на информации о родственных узах Гилимова и акима Алматы Имангали Тасмагамбетова: Ибо как стало известно из рассказа супруги экс-управляющего “Нурбанком”, он приходится двоюродным братом последнему.

“…В тот вечер , 31 января, когда Тимралиев, по словам его супруги, насильно удерживался в “Нурбанке”, родственники (Гилимов и К. – авт.) обратились за помощью к Тасмагамбетову. Не по устной ли просьбе акима Тасмагамбетова замначальника ДВД Самалихов послал отряд в банк, чтобы вызволить Тимралиева? И взял на себя решение не по рангу, поэтому сегодня обвиняется в превышении полномочий”…

Тут же “СС” ставит другой вопрос: а имел ли право Рахат Алиев приказывать спецохране президента (СОП) арестовывать полицейских? “Ведь СОП должна охранять Назарбаева, а не его зятя”, — риторически добавляет газета.

В свою очередь, “Тасжарган” главного читателя Ермурата Бапи берет весьма содержательное интервью у жены бывшего замглавы “Нурбанка” Жолдаса Тимралиева Армангуль Капашевой. Все так же утирая слезы, супруга опального банкира рассказывает об исчезновении мужа и кое-каких новых подробностях дела:

“В Алматы из Астаны приезжали генерал-майор Касымов и замначальника РУБОПа, и я ходила к ним на беседу, но ничего конкретного они мне не сообщили…

Они интересовались тем, что было 18 января (когда был избит и задержан на ночь ее муж Жолдас – ред.). Я сказала, что ничего не выдумывала – все было так, как я написала в своем обращении к президенту. Оказывается, в некоторых СМИ, типа газеты “Караван”, делались предположения, что я все это якобы выдумала, якобы я все сама подстроила…

…Кстати, по поводу высказывания Дариги Назарбаевой о том, что мой муж якобы находится дома, а я его “в упор не вижу” – у меня просто нет слов. Если бы это действительно было так, то зачем мой отец и отец Жолдаса, оба семидесятилетние старцы, ездили бы в Астану и пытались пробиться на прием?

Я тоже звонила в канцелярию президента – хотела попасть к нему на прием лично – вдруг ему неправильно доложили обо всем, но мне сказали, что президент вообще не ведет личный прием”…

В конце интервью Армангуль Капашева позабавила читателей курьезом. Оказывается, начальник службы безопасности “Нурбанка” г-н Сарсембеков написал заявление на имя начальника департамента финполиции (что вызвало неподдельное удивление “Тасжаргана”), в котором обвинил ее в угрозе его жизни “применением силы и другими различными способами”. “Интересно, что я, хрупкая женщина, могу сделать начальнику охраны мощного банка? К чему бы это?” – задалась напоследок вопросом Армангуль.

“Литер-неделя” обходит молчанием “нурбанковскую” историю. На злободневную тему издание отвечает качественным суррогатом – анализом состояния банковского сектора в целом и последней инициативы Агентства финансового надзора об ограничении иностранных заимствований отечественными банками, в частности.

Ни на чью сторону в споре между банкирами и финнадзирателями “Литер-неделя” не встает, стараясь казаться объективным в поисках “золотой середины”:

“Цель АФН лежит на поверхности – снизить риски для потребителей финансовых услуг, в частности, и всей отечественной экономики в целом, вытекающие из стремительно растущего объема выдаваемых кредитов…

Избыточная денежная масса “греет” экономику, ускоряет инфляционные процессы, способствует росту цен на недвижимость…

Объем этих заимствований зачастую в десятки раз превышает объем собственных средств банков, которыми они могут отвечать по принятым кредитным обязательствам. В случае системного даже не кризиса, а просто сбоя банковский сектор окажется в щекотливом положении – и, что самое неприятное, в таком же положении следом окажется вся отечественная экономика. Поэтому меры АФН объяснимы и вполне оправданны”…

Между тем, как отмечает “Литер-неделя”, целенаправленные и систематические ужесточения, предпринимаемые госрегулятором по отношению к коммерческим банкам, объективно способствуют замедлению роста самого продвинутого на сегодняшний день сектора казахстанской экономики. Более того, первой реакцией банков на ограничения, скорее всего, будет повышение кредитных ставок. При этом не нужно торопиться обвинять банки в саботаже: их деятельность – это бизнес, а цель любого бизнеса – получение прибыли. А размер прибыли диктует рынок, и определять, много или мало, может только он.

По мнению “Литера”, стремление отечественных банков к наращиванию объемов иностранных заимствований имеет сугубо рыночное объяснение, категории патриотично–непатриотично здесь неуместны. Кредитные ставки привлечения за границей гораздо ниже, чем внутри Казахстана, а закон любого бизнеса гласит: купи дешевле – продай дороже.

“Капитал.kz” пишет сегодня о том, как парламентарии с одним “но”, но все-таки единогласно утвердили программу правительства Карима Масимова на 2007 – 2009 годы.

С одним “но” – означает, что “программный документ будет дополнен поручениями президента правительству, которые Глава государства Нурсултан Назарбаев выскажет во время ежегодного обращения к народу Казахстана”.

Как отмечает “Капитал”, новая программа правительства состоит из восьми разделов, которые включают в себя вопросы интеграции в мировую экономику и диверсификацию производства, повышение качества жизни населения и развитие инфраструктуры, укрепление правопорядка, безопасности жизни и территориальное развитие регионов. “Выполнив всю программу, правительство, по словам премьера, решит свою стратегическую задачу”, — говорится в экономическом еженедельнике.

В числе безотлагательных мер, которые намерено предпринять правительство – административная реформа. “Пора сокращать раздутые чиновничьи аппараты в несколько раз. Будет создана новая модель госуправления, где во главу угла будут поставлены интересы потребителей государственных услуг и качество их оказания”, – цитирует “Капитал.kz” Карима Масимова и добавляет, что деятельность центральных и местных госорганов станет оцениваться на основе рейтинговой системы.