Рейтинги доверия и авторитета акимов во втором квартале текущего года

Во втором квартале произошло усиление критической функции общественного мнения, но без резкого скачка. Однако неразвитость и нестабильность политических институтов и институтов гражданского общества вынуждают общественное мнение непосредственно обращаться за помощью к носителям власти на местах. Происходит то, что обычно и бывает в условиях кризиса – фокусирование надежд на отеческую заботу власти. Отсюда, в числе прочего, и особенности вынужденного доверия населения к региональным лидерам (в меньшей степени эта тенденция наблюдается в отношении городских акимов). Бывшие советские люди остаются верными себе, проявляя готовность скорее к доверию, чем к недоверию. В каком-то смысле рейтинги акимов – это не столько “глас народа”, сколько отголоски шаблонов и стереотипов патерналистского сознания, которые продолжают задавать систему координат общественного мнения

Акимы городов республиканского значения и областей

Опрос общественного мнения во втором квартале текущего года внес существенные изменения в рейтинговый список региональных акимов.

Начнем с того, что сменился лидер рейтингового списка. Им стал аким Атырауской области Б.Рыскалиев, индекс доверия и авторитета которого во втором квартале достиг рекордной для него величины, вплотную приблизившись к единице (рост индекса по сравнению с 1-м кварталом – 1,4 раза). Кризис в экономике не нанес урона авторитету этого акима, а скорее “сработал” наоборот, закрепив значимость первого лица области в глазах жителей административного центра: в апреле по сравнению с февралем доля доверяющих Б. Рыскалиеву снизилась лишь на 0,6 процентных пункта, в то время как доля не доверяющих сократилась почти в 2 раза. Благодаря доверию, выказанному ему тремя четвертями опрошенных атыраусцев, он переместился с 4-й позиции списка за прошлый квартал на 1-ую позицию в текущем квартале. 42,7% респондентов указали, что Б. Рыскалиев полностью устраивает их как аким области, 32% — что скорее устраивает, чем не устраивает.

Изменения в меньшей степени коснулись членов лидирующей пятерки. В этой группе порядок имен сохраняется в той же последовательности, что и в первом квартале, они лишь кучно спустились на ступень ниже, пропустив вперед себя акима Атырауской области.

Вслед за Б.Рыскалиевым в текущем квартале в первую пятерку наиболее рейтинговых региональных акимов входят:

Экс-лидер февральского списка, аким Северо-Казахстанской области С.Билялов. По сравнению с указанным периодом его индекс доверия и авторитета снизился в 1,1 раза. Серик Султангазинович оказался на 2-ой позиции рейтингового списка, сломав традицию преемственности 1-ого места, установленную его предшественником Т.Мансуровым в общереспубликанском зачете. В индивидуальном зачете его персональный рейтинг доверия и авторитета повысился в 1,2 раза. Среди опрошенных петропавловцев 36,7% убеждены в полном соответствии С.Билялова должности областного акима; 26%, хотя и с меньшей категоричностью, но склоняются к такому же мнению.

Аким Актюбинской области Е.Сагиндиков занимает 3-ю позицию в рейтинговом списке. Его индекс доверия и авторитета уменьшился в 1,5 раза по сравнению с 1-ым кварталом. В апреле зафиксирован “перелом” в отношении жителей административного центра этой области к Е.Сагиндикову: уровень доверия к нему снизился в 1,5 раза; уровень недоверия, наоборот, повысился в 2,1 раза; среди актюбинцев нарастает неопределенность отношения к областному акиму (рост показателя не определившихся – 3,4 раза). В составе опрошенных актюбинцев только 9,4% без колебаний признали его полное соответствие занимаемой должности. 57,9% с натяжкой аттестовали Елеусина Наурызбаевича как скорее соответствующего, чем не соответствующего должности акима. Несмотря на рост сомнений общественное мнение в Актобе поддержало лидера области, оставив его в группе наиболее рейтинговых региональных акимов.

В составе лидирующей пятерки, пожалуй, единственный фигурант, чьи рейтинговые позиции наиболее подвержены влиянию кризиса – это аким Костанайской области С.Кулагин. Ему уже однажды приходилось выбывать из состава лидирующей группы, когда в ответ на осенний “взрыв” цен повергнутые в шок костанайцы в большинстве своем отказали в доверии областному акиму. В первом квартале текущего года ему удалось вернуться в состав ведущей группы, однако во втором квартале доверие к нему начало вновь снижаться (апрельский индекс доверия и авторитета С.Кулагина в 1,2 раза ниже февральского). Костанайцы, опрошенные в апреле, в 1,1 раза реже говорят о доверии и в 1,2 раза чаще о недоверии к акиму области, чем опрошенные в феврале. Во втором квартале практически каждый 2-ой житель Костаная, по данным опроса, колеблется между доверием и недоверием к С.Кулагину, в то время как в первом квартале доля не определившихся лишь немногим превышала одну треть. Сергею Витальевичу доверяют главным образом те костанайцы, которые твердо убеждены в том, что именно таким, как он, и должен быть аким области (41,2%). По мнению 18,8%, С.Кулагин скорее соответствует, чем не соответствует занимаемой должности.

Аким Южно-Казахстанской области Н.Ашимов так же, как и в первом квартале, замыкает лидирующую пятерку. Несмотря на относительную стабильность занимаемой позиции в рейтинговом списке Нургали Садуакасович заметно потерял в доверии шымкентцев. За неполных три месяца индекс доверия и авторитета южно-казахстанского акима снизился в 1,3 раза. За констатацией этого факта не стоит рост показателя недоверия, последний сохраняется на уровне первого квартала. Речь идет о другом: среди шымкентцев, как показывает опрос, в 1,6 раз сократилась доля доверяющих областному акиму и ровно во столько же раз увеличилась доля не определившихся в своем отношении к нему. Авторитет областного акима пошатнулся в глазах более половины опрошенных шымкентцев. Лишь 13,9% считают его полностью соответствующим занимаемой должности, а 26,3% — скорее соответствующим, чем нет.

Во втором квартале поменялись местами две трети фигурантов списка. Улучшили свои рейтинговые позиции четверо областных акимов – аким Акмолинской области А.Рау (с 14-й позиции в февральском списке он поднялся на 6-ую в апрельском), аким Западно-Казахстанской области Б.Измухамбетов (с 12-й позиции – на 7-ую), теперь уже экс\\аким Кызылординской области М.Кул-Мухаммед (с 15-й позиции – на 9-ую-10-ую) и аким Алматинской области С.Умбетов (с 16-й позиции – на 12-ую). Ухудшили рейтинговые позиции все остальные региональные акимы.

В самой середине рейтингового списка (8-ая позиция) оказался вновь назначенный аким Астаны И.Тасмагамбетов. Он покинул пост акима Алматы, когда доверие к нему жителей южной столицы пошло на спад (в 1-ом квартале т.г. И.Тасмагамбетов не попал в лидирующую пятерку региональных акимов). В 1-й месяц вступления в новую должность его авторитет среди астанчан оказался не на много выше, чем среди алматинцев за месяц до ухода с прежней должности (+1,1%). Апрельский индекс доверия и авторитета Имангали Нургалиевича в 1,5 раза ниже февральского. Это обусловлено главным образом тем, что среди астанчан в 1,5 раза больше не доверяющих новому акиму, чем среди алматинцев в указанный период. О полном соответствии И.Тасмагамбетова занимаемой должности указали 29,5% опрошенных астанчан; о скорее соответствии, чем несоответствии — 29%.

Другая ситуация складывалась у бывшего акима Кызылординской области М.Кул-Мухаммеда. Он был назначен министром культуры и информации, когда его рейтинг доверия и авторитета находился на взлете. В апреле по сравнению с февралем среди опрошенных кызылординцев в 2 раза чаще встречались доверяющие ему и в 1,8 раза реже не доверяющие. В той или иной степени он устраивал в качестве акима области 51,4% кызылординцев.

Что касается Ж.Карибжанова, то его освобождение от должности акима ВКО выглядит вполне оправданным с точки зрения результатов ежеквартальных рейтинговых замеров. Отношение к нему большинства жителей Усть-Каменогорска и Семея на протяжении 4-х кварталов прошлого года и 2-х кварталов этого года оставалось стабильно неопределенным. Ему больше доверяли в Усть-Каменогорске и меньше доверяли в Семее. Усредненные данные по 2-м городам обеспечивали Ж.Карибжанову маргинальные позиции в рейтинговом списке: он оказывался либо в группе “середнячков”, либо в группе аутсайдеров. Согласно апрельским данным, он полностью устраивал и скорее устраивал, чем нет, в среднем 51,6% усть-каменогорцев и семейчан.

В текущем квартале группа “середнячков” пополнилась бывшими аутсайдерами рейтингового списка – акимами Западно-Казахстанской и Алматинской областей. В состав аутсайдеров апрельского списка входят: аким Павлодарской области К.Нурпеисов (по сравнению с 1-ым кварталом его индекс доверия и авторитета упал в 2 раза), вновь назначенный аким Алматы А.Есимов (ему выдали кредит доверия одна треть алматинцев, отказали в доверии – немногим менее трети), аким Карагандинской области Н.Нигматулин (он переместился с 11-й позиции в списке за 1-й квартал на 15-ую позицию в списке за текущий квартал, доля доверяющих ему сократилась в 1,8 раза), аким Жамбылской области Б.Жексембин (его индекс доверия и авторитета ухудшился в 4,2 раза; среди опрошенных таразцев ему все еще доверяет лишь их 6-ая часть, что в 1,5 раза меньше, чем в 1-ом квартале).

В группе аутсайдеров наиболее примечательными фигурами являются А.Есимов и Б.Жексембин: первый только входит в новую должность, второй не выходит из хронического кризиса доверия. А.Есимов полностью устраивает в должности градоначальника лишь 16,6% опрошенных алматинцев, скорее устраивает, чем нет — 24,2%. Его приход на должность акима южной столицы запомнится участившимися случаями веерного отключения света в домах алматинцев. Наряду с повышением цен и тарифов эта тема оказалась наиболее часто обсуждаемой в Алматы. Б.Жексембин полностью устраивает в должности акима области 13,2% таразцев, скорее устраивает, чем нет – 22,1%.

Городские акимы

В рейтинговом списке городских акимов второй квартал подряд неизменными остаются две верхние позиции – тандем В. Никандров и Г. Нурмухамбетов.

Аким Петропавловска вот уже второй год бессменно возглавляет рейтинговый список. Во втором квартале по сравнению с первым среди опрошенных петропавловцев в 1,7 раз сократилась доля не определившихся в своем отношении к городскому акиму. Две трети населения административного центра Северо-Казахстанской области, по данным апрельского опроса, доверяют В. Никандрову, что в 1,2 раза больше, чем в первом квартале; каждый 8-й – не доверяет (рост показателя недоверия – 3 раза). Рост недоверия, несмотря на то, что не доверяющие продолжают оставаться в численном меньшинстве, отрицательно сказался на индексе доверия и авторитета Владимира Петровича: его апрельский индекс в 1,3 раза ухудшился по сравнению с февральским. 31,3% опрошенных петропавловцев полностью устраивает их аким; 29,3% — скорее устраивает, чем нет.

Снижение индекса доверия и авторитета (в 1,2 раза) отмечается и у акима Костаная Г. Нурмухамбетова (рост показателя недоверия за исследуемый период – 2,1 раза). Тем не менее, авторитет городского акима среди костанайцев нарастает: в стартовый период ему доверяли в 1,5 раза меньше; затруднялись определить свое отношение к акиму в 1,6 раз больше, чем сейчас. 31,5% опрошенных костанайцев полностью устраивает городской аким; 28,5% — скорее устраивает, чем не устраивает.

Аким Шымкента А. Жетписбаев занимает 3-ую строчку в рейтинговом списке, несмотря на недавний срок его пребывания в этой должности. Большинство шымкентцев еще не определилось в своем отношении к новому акиму. Ему доверяет каждый 3-й опрошенный, не доверяет – каждый 9-й. 10,5% опрошенных шымкентцев указали, что А. Жетписбаев их полностью устраивает как аким города; 28,2% — что он скорее устраивает, чем не устраивает их.

4-ым в списке идет аким Усть-Каменогорска Ш. Буктугутов, занимавший 6-ую строчку в рейтинговом списке за первый квартал. Ему удалось в 2 раза улучшить свой индекс доверия и авторитета. В интервале между февралем и апрелем т.г. уровень доверия усть-каменогорцев к городскому акиму подрос в 1,3 раза; уровень недоверия, наоборот, понизился в 1,2 раза. Как аким города Шакарым Сабырович полностью устраивает 23,7% усть-каменогорцев; скорее устраивает, чем нет – 25,8%.

Тройку \»середнячков\» с невысокими в целом индексами доверия и авторитета составляют акимы Атырау, Талдыкоргана и Семея. Всем троим удалось улучшить свои индексы доверия и авторитета, особенно это касается С. Жылкайдарова и М. Айнабекова, индексы которых в первом квартале имели отрицательные значения.

Больше половины городских акимов входят в так называемую группу аутсайдеров рейтингового списка. Ее возглавляет аким Актобе С. Нокин (его индекс доверия и авторитета ухудшился почти в 10 раз, с 4-й позиции в февральском списке он спустился на 8-ую в апрельском списке). Серик Кенесович как аким города полностью устраивает лишь 5,8% опрошенных актюбинцев; скорее устраивает, чем нет – 39,2%. Замыкает группу аутсайдеров второй квартал подряд аким Кызылорды С. Кожаниязов. Его и без того низкий индекс доверия и авторитета в апреле упал еще ниже (почти в 2 раза), достигнув рекордной отрицательной величины, близкой к -1. Серик Салаватович является рекордсменом по уровню недоверия: в феврале ему отказали в доверии более половины опрошенных кызылординцев, в апреле – более двух третей. Он полностью устраивает в роли градоначальника только 3,4% опрошенных жителей Кызылорды; скорее устраивает, чем нет – 5,4%. 81,1% кызылординцев городской аким не устраивает, из них 59,5% считают, что он должен уйти в отставку. С. Кожаниязов является рекордсменом среди городских акимов и по совокупному удельному весу респондентов, информированных о его должностных злоупотреблениях: в феврале об этом говорили 69,4% опрошенных кызылординцев, в апреле – уже 80,4%.

Результаты опроса за второй квартал с очевидностью показывают, что в условиях финансово-экономического кризиса идет усиление критической функции общественного мнения, о чем свидетельствует нарастание \»кризиса доверия\» (в меньшей степени) к областным и (в большей степени) к городским акимам.