“Мы всегда будем отстаивать наши национальные внешнеполитические интересы!” или “Харакири” по бакиевски

В конце 90-х годов, ситуация на территории Центрально-азиатских государств характеризовалась активизацией деятельности исламских экстремистов и различных террористических группировок. Для главарей бандформирований международного терроризма, необходимо было заявить о себе, как действующей политической силе, способной оказать давление на светские режимы в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистана.

Если попытаться вкратце дать оценку деятельности руководства указанных республик по противодействию исламскому экстремизму, то можно отметить, что на первоначальном этапе своего становления как молодых независимых государств, они не имели четко выработанной, единой системы мер. При этом, ситуация усугублялась наличием нерешенных внешнеполитических проблем, среди которых остро встал конфликт трансграничности рек между Узбекистаном и Кыргызстаном (от чего в настоящее время страдает и казахский народ), территориальные притязания и многое другое.

После известных событий в феврале 1999 г. в г.Ташкенте, узбекское правительство, осознавав всю опасность, исходящую от деятельности религиозно-экстремистских и террористических организаций, заняло принципиальную позицию в данном вопросе и призвало соседей объединить общие усилия, жестко пресекать всякого рода проявления религиозного фанатизма. Тогда как, некоторые придерживались т.н. “нейтралитета” в вопросах борьбы с религиозниками, опасаясь критики со стороны мировой общественности. Бывший президент Кыргызстана Аскар Акаев, ударившись в философские дебри о том, что КР является единственным “островком демократии” в Центральной Азии, не сумел разглядеть в действиях заокеанских “друзей” тактику регионального диктата, которые, следуя своей обычной практике тихой оккупации, организовали смену власти.

Каким образом изменилась ситуация за последнее время в подходах по решению данной проблемы в указанных республиках?

Следует констатировать тот факт, что после смены президентского поста в Киргизии, подход к данной проблематике со стороны руководства правоохранительных органов постоянно меняется. С момента начала бакиевского правления, территория Кыргызстана стала еще более опасным очагом анархии в Центральной Азии и местом приюта для бандитов и различного сброда, желающих дестабилизировать ситуацию в регионе.

В частности, события 2005 г. в Андижанской области Узбекистана и 2006 г. в Баткентской области Кыргызстана показывают, что главари международного терроризма для дальнейшей экспансии экстремистских идей, в качестве т.н. “плацдарма” использовали южный регион РК. О чем также указывают свидетельские показания задержанных экстремистов, которые отмечают, что в качестве первоэтапных задач было указано на необходимость создания в Джалалабадской и Баткенской областях лагерей по подготовке боевиков.

Несмотря на призывы к киргизским властям объединить усилия по борьбе с экстремистами, в большинстве случаев данная инициатива оставалась безответной. Необходимо заметить, что территориальные подразделения ГКНБ на местах полностью осведомлены о данной ситуации и неоднократно докладывали своему вышестоящему руководству в лице заместителя Председателя ГКНБ Рустаму Мамасадыкову. Однако он опасается докладывать своему непосредственному шефу и Президенту К.Бакиеву.

Попытавшись разобраться в причинах такого “осторожного подхода” со стороны Р.Мамасадыкова, перед нами возникли немаловажные и очень даже интересные подробности. Оказывается юг Кыргызстана полностью находиться под влиянием и опекой известного киргизского политического деятеля Бакир-улу, который в свою очередь ходит под патронажем Жаниша Бакиева, родного брата президента КР. О его тесных отношениях с представителями религиозного экстремизма юга КР говорит и тот факт, что в период президентских выборов последний пообещал в случае победы легализовать “Хизбут-тахрир” в качестве политической партии. При этом, имам мечети “Тор-Кочо” г.Кара-Суу Камалов Рафик-кори активно проводил пропаганду в пользу Бакир-улу.

А Камалов Рафик-кори известен как активный приверженец “джихадизма”, который в августе 2006 г. был ликвидирован в составе бандгруппы ИДТ в г.Ош. Позже в сентябре 2006 г. киргизским спецслужбам удастся ликвидировать одного из лидеров ИДТ Расула Ахунова.

В ходе дальнейшего расследования уголовного дела по данным фактам, следствием будет установлено, что указанные фигуранты наряду с подготовкой террористических актов в КР и Узбекистане, занимались отправкой молодежи на учебу в религиозные учебные заведения ИРП и Афганистана.

Возникает вопрос, что это — тщательно подготовленная операция киргизских спецслужб по ликвидации экстремистских лидеров КР, либо “удачное” стечение обстоятельств?

Однако, вернемся к событиям произошедшие 26 и 27 мая с.г. в гг.Ханабад и Андижан Узбекистана. По мнению некоторых иностранных политологов, очередные вылазки террористов, проникших в область с территории Кыргызстана, наталкивают на мысль о возможной заинтересованности киргизских властей в создании очагов напряженности в соседнем Узбекистане.

По данным достоверного источника в генеральной прокуратуре Узбекистана, к настоящему времени расследованием установлено, что двое террористов, принявших участие в нападении на Ханабадский ГОВД, в последующем осуществили самоподрыв в г.Андижане, а остальные скрылись на территории КР.

Терактам предшествовала тщательная подготовка боевиков на территории Джалалабадской области, о чем наверняка узбекские спецслужбы информировали киргизский ГКНБ.

Однако вся переданная информация, как говорится, “ушла в песок”. А это иначе как пособничество в организации террактов против Узбекистана не назовешь. При этом, на сон грядущий, все чаще вспоминаются неоднократные высказывания многоуважаемого Курманбека Салиевича, \»Мы всегда будем отстаивать наши национальные внешнеполитические интересы!\».

Применительно к Узбекистану эта позиция выразилась таким вот образом.

Несмотря на имеющиеся разногласия, будем надеяться, что отношения между киргизской и узбекской сторонами останутся на должном уровне, в хорошем понимание этого слова, т.к. хотелось бы напомнить, что внизу по руслу рек конечной точкой остается еще и Казахстан.