Оценка деятельности национальных общественных организаций русскими казахстанцами

В мае 2009 года, агентство интегрированных маркетинговых коммуникаций Alexander&Partners провело опрос, с целью изучения отношения русского населения г.Алматы к деятельности национальных общественных организаций. Было опрошено 300 алматинцев русской национальности старше 18 лет. Выборочная совокупность формировалась с учетом соответствия квот по полу и возрасту городским статистическим данным.

1. Нужно ли русским защищать свои интересы в Казахстане?

Как показал опрос, более половины респондентов ощущает необходимость в защите интересов русских в Казахстане. При этом, для алматинцев старше сорока лет, необходимость в защите представляется более очевидной, чем для более молодых участников опроса. Скорее всего, это связано с воспоминаниями пожилого населения о периоде высокой социальной и межнациональной напряженности, во время развала СССР и годы становления Казахстана. Однако, и среди более молодых респондентов, потребность в защите отмечается на весьма ощутимом уровне. Следует также учитывать, что молодые люди не имеют большого опыта реализации проектов в социуме, в меньшей степени ощущают ответственность за социум и чаще руководствуются идеальными представлениями, сформированными, в том числе, и официальной пропагандой мира и согласия в Республике.

Ощущаете ли Вы необходимость в защите интересов русских в Казахстане? (все респонденты, %)

 

Ощущаете ли Вы необходимость в защите интересов русских в Казахстане? (возрастные группы, %)

Вместе с тем, процент респондентов, полагающих, что никакой особенной защиты русским в Казахстане не требуется, тоже достаточно высок (44%). Таким образом, можно скорее говорить о неопределенности по этому вопросу, чем о наличии определенной позиции большинства. Казахстанские русские начинают ощущать себя национальным меньшинством в Казахстане и предполагают, что со временем их будет оставаться в стране все меньше, что может отрицательно сказаться на их общественном статусе, снизив уровень свободы для самореализации. Поэтому, можно предположить, что со временем потребность в национальных общественных организациях в Казахстане будет расти. В этом смысле, показательно, что большинство русских, решивших связать свою судьбу с Казахстаном, в большей мере заявляют о необходимости защиты интересов диаспоры в Республике.

Ощущаете ли Вы необходимость в защите интересов русских в Казахстане? (респонденты с намерениями уехать или остаться в Казахстане, %)

2. Вопрос статуса русского языка уходит на второй план.

Если некоторое время назад, наиболее остро для русских казахстанцев стоял вопрос статуса их языка в Казахстане, то последний опрос показывает смену приоритетов. Более важными, для русских казахстанцев, теперь являются вопросы защиты прав человека (70%) и участия русского населения в госуправлении (35%). Как видно, первоначальные опасения дискриминации русских, по языковому признаку, признаны горожанами как несостоятельные.

В чем конкретно требуется защита интересов русских? (только респонденты, отметившие необходимость защиты интересов)

Высокий уровень ощущаемой потребности в защите прав человека, еще раз говорит о том, что русские в Казахстане начинают ощущать себя меньшинством. Высокий же уровень проблемы участия в госуправлении, говорит о том, что респонденты рассматривают текущую национальную политику государства, как попытку отстранить неказахов от процесса государственного управления, что может угрожать их социальному статусу в Республике. Можно предположить, что инициативы государства, направленные на институционализацию межнационального диалога, например организация Ассамблеи народов Казахстана, на текущий момент, не стали значимым фактом для неказахского населения Казахстана, подкрепляющим их уверенность в своем равенстве с титульной нацией. Таким образом, для национальных общественных организаций деятельность, направленная на обеспечение реального участия русского населения в системе госуправления, может стать наиболее популярной среди русской диаспоры.

3. Население и национальные общественные организации: уровень взаимодействия.

Уровень знания русскими алматинцами национальных общественных организаций остается очень низким. Без подсказки, назвать, какую-либо из них, смогли только 15% респондентов. Максимальный уровень знания организации не превышает 6% (Русская община Казахстана). Вместе с тем, при перечислении названий русских общественных организаций процент, слышавших о них, вырос значительно. Это говорит о том, что деятельность организаций остается формальной, направленной на СМИ, а не население, в реальной же повседневности она мало кого коснулась. Только 2,7% респондентов обращались когда-либо в общественные организации.

Какие национальные общественные организации Вы знаете? (все респонденты,%)

На просьбу оценить деятельность общественных русских организаций 66% респондентов заявили о том, что они либо ничего о ней не знают, либо не находят в ней никакой реальной помощи.

Оценка деятельности национальных общественных организаций Казахстана

(все респонденты, %)

Вместе с тем, само русское население, не особо стремится к защите своих интересов. Связано это, скорее всего, с общей низкой политической активностью населения, свойственной большинству рядовых казахстанцев.

Готовы ли, Вы лично, принимать участие в деятельности по развитию русской диаспоры (все респонденты, %)

Наибольшую готовность демонстрируют респонденты в возрасте 46-50 и 26-30 лет. Активность эти возрастных групп отмечалась Агентством ИМК Alexandr&Partners и в других исследованиях. Очевидно, что представители именно этих возрастных групп социально наиболее активны.

Готовы ли Вы лично принимать участие в деятельности по развитию русской диаспоры (возрастные группы,%)

Показательным является и большой процент затруднившихся с ответом. Респонденты, возможно, готовы принимать участие в развитии диаспоры, но при определенных условиях, ограждающих их от негативных последствий такого участия. Законодательство Казахстана запрещает всякую деятельность, направленную на разжигание межнациональной розни, что многих останавливает от попыток к активному участию в жизни русской диаспоры. Другим фактором, влияющим на неготовность населения, можно назвать отсутствие единого представления о долгосрочных целях русского населения в Казахстане. Пример других постсоветских стран, где положение русских сильно ухудшилось после развала СССР, вкупе с опасениями резкой перемены курса национальной политики Казахстана со сменой лидера, ставят под сомнение реальность дальнейшего существования русского этноса в Казахстане без ассимиляции с казахами.

Кроме того, на сегодняшний день отсутствует (или попросту неизвестна) какая-либо концепция, описывающая миссию русской диаспоры в Казахстане, ее цели и пути их достижения. Вместе с тем, самоидентификация казахстанских русских носит полярный характер: одни отождествляют себя с Россией и рассматривают себя как часть казахстанского общества только на уровне официального и межнационального общения, в личном представлении оставаясь “советским русским” (что делает возможным обвинение в “имперских амбициях”); другие напротив, отторгают связь с “пьющей Россией”, и рассматривают себя и свое окружение как диаспору, имеющую особенности, отличные от российских русских.

4. Резюме

Русское население в г.Алматы ощущает необходимость защиты интересов диаспоры, акцентируя внимание на тенденции снижения своего статуса в обществе и связывая его с отстранением представителей своего этноса от государственного управления. Национальные общественные организации, чьей функцией как раз и является защита интересов русских в Казахстане, пока не стали реальными центрами поддержки русского населения, оставаясь представителями диаспоры лишь формально. Само население, желая связать свою судьбу с Казахстаном (83% респондентов не собирается покидать республику), ощущает свой статус национального меньшинства и учитывает возможность резкой смены курса национальной политики страны со сменой лидера. Таким образом, положение русских казахстанцев, в их собственном восприятии, представляется весьма неустойчивым. В результате, потенциал, который несет в себе русская диаспора в Казахстане остается нереализованным. Изменить ситуацию могла бы разработка общественными институтами, государственными органами совместно с национальными общественными организациями, независимыми социологами и политологами, и, возможно, представителями Российской Федерации, открытой концепции русского населения в Казахстане, четко определяющей в долгосрочном периоде статус русских казахстанцев.

Александр Колмаков, MA,

директор агентства ИМК Alexander&Partners

+7 (701) 761 29 44

Alexander&Partners

Тел./Факс: +7 (727) 225 83 28

e-mail: a_partners@inbox.ru