Мухтар Шаханов ставит подножку Нурсултану Назарбаеву и хочет выиграть от уничтожения межнационального мира в Казахстане

Под письмом «Заявление Народно-демократического движения “Защита Независимости” по поводу вступления Казахстана в Таможенный союз», я не мог пройти ни как эксперт по Казахстану, ни как последовательный сторонник будущего общего евразийского государства. В свое время, мой хороший друг — однокурсница-алмаатинка по Востфаку СПбГУ приобщила меня к творчеству Абдижамила Каримовича Нурпеисова, к трилогии революционной эпохи и, что в контексте рисковой провокации поэта М.Шаханова важнее, дала брошюры с его размышлениями о современной эпохе.

Позже, мне посчастливилось познакомиться с ректорами и профессорами вузов независимого Казахстана, с политиками, журналистами, аналитиками и экспертами. В основном, понятно, это были казахи двуязычной культуры (среди нескольких десятков партнеров, у меня нет ни одного не говорящего по-казахски казаха). И многие из них глубоко анализировали ту пропасть, которая пролегает, и продолжает углубляться по языку.

Причем, конечно же, речь не идет о русских и русскоязычных (татарах, корейцах, украинцах, немцах) — речь идет об этнических казахах. Русскоязычные давно уже встали на позицию — «Ваша земля, определяйте правила жизни. Но дайте нам возможность честно трудиться, вести бизнес, чувствовать себя гражданами Казахстана».

Процент неказахского населения по сравнению с советскими временами, просто рухнул. Но даже по сравнению с этим, процент неказахов в элите — достаточно посмотреть официальные списки Ак Орды, Правительства РК, министерств и ведомств, Самрук-Казыны, Казмунайгаза, рухнул намного глубже. Нельзя говорить о противоречиях между русскими и казахами — поле политики свободно.

Можно говорить о том, что мы наблюдаем нередкое в истории противостояние, естественное по своему происхождению, но опасное в данный исторический момент.

Противостояние между казахами двуязычной казахоязычной и русскоязычной культуры (действующая власть, бизнес, техническая интеллигенция) и казахами, не говорящими по тем или иным причинам на русском языке.

В истории слово «евразийцы», впервые появилось вовсе не от русских или немецких идеологов евразийства, а в колониальной Индийской Британской империи (Корона Королевы отлично понимала, где главный бриллиант, и в официальное название государства добавила слово «Индийская»). Евразийцами во время Ост-Индской компании называли тех детей смешанных браков, которые одинаково хорошо воспринимали культуру отцов и матерей. «Евразийцами» называли тех англо-индийцев, для кого земля Индии была главной родиной, кто не помышлял уезжать в метрополию, в Лондон, но кто хотел быстрейшего развития Индии, родных индийских княжеств и провинций.

Сейчас Казахстан находится на сложнейшем историческом этапе.

Одна из самых развитых в рыночном отношении стран СНГ, Казахстан, именно в силу наибольшей зависимости от мировых рынков, пострадал от кризиса больше Белоруссии, России, больше менее промышленно развитых, но менее зависящих от мира Туркмении, Азербайджана или Узбекистана.

И Казахстан, несмотря ни на что, — на сегодня единственная (!!! — прошу обратить внимание) страна СНГ, которая устами Нурсултана Назарбаева еще до уничтожения СССР в Беловежской пуще, последовательно предлагала двигаться от СССР к единому Евразийскому государству. Тогдашние лидеры Белоруссии и России мыслили обратное.

Нурсултан Назарбаев отлично знает, что тот, кто определяет правила, может не получить больше остальных, но никогда не будет среди проигравших. А тот, кто определяет правила жизни Таможенного союза, и при этом наиболее быстро вводит свою элиту в самые верхние слои евразийской элиты, будет точно победителем. Но главное для него было — вера в то, что сохраняя национальные культуры и различия, надо двигаться к евразийскому общему государству.

Казахстан исторически несколько раз пропускал историческую возможность резко улучшить положение казахов среди окружающих народов. В последний раз — в 1984-1988 гг., когда элиты так называемых «малых тюркских народов», встречая в Казани и Москве снижение интереса к тюркским культурам, обращались к руководству Казахстана (еще до Колбина, и после) с просьбами поддержки.

Культура — не есть война. Тем более, не есть война против собственной элиты, против той элиты казахов, которая очень достойно провела страну в период независимости, и сейчас заботится о будущем казахов и о будущем Казахстана в евразийском Таможенном союзе и в глобализирующемся мире.

Истинные евразийцы — такие как директор Президентского фонда развития государственного языка Абдыгалиев Берик Бакытович, талантливый писатель, болеющий за казахов и казахский язык больше, чем за немцев, Герольд Бельгер, как автор бизнес книг и консультант Сейтимов Ерлан Мусатаевич, как заведующая кафедрой менеджмента СМИ и рекламы факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби Ахметова Лайла Сейсембековна, доказавший высокий уровень студентов-казахов победами в престижном международном научном конкурсе Ломоносовских чтений при МГУ ректор Академии труда и социальных отношений в Уральске Капанов Хайдар Хисметович, как десятки ученых, деятелей культуры, инженеров и бизнесменов.

Скажу более, с некоторыми русскими партнерами в Казахстане я чуть не поссорился в прежние годы потому, что они являются патриотами Казахстана в десять раз больше, чем патриотами моей России. Т.е., элита в области экономики и межнационального согласия доказала свою адекватность в последние два десятилетия.

Сейчас пожар — кризис. Сейчас перелом — время изменений.

Мухтар Шаханов, который в 1986 призывал ровно к обратному, был советским идеологическим бойцом, а вовсе не стоящим в Желтоксан патриотом-националистом, сейчас ставит подножку Нурсултану Назарбаеву.

Лидер Вашей страны провел страну в период двух десятков лет выживания и становления — в атомной, нефтегазовой, банковской сферах Казахстан в СНГ занимает лучшие позиции, чем Казахская ССР в Союзе ССР.

Я уверен, что экономика Казахстана только выиграет от Таможенного союза — у вас несколько десятков групп давно уже выросли из масштабов небольшого местного рынка.

Но все же самое главное — чтобы казахи, и этнические казахи, и казахстанцы разных национальностей, в максимальной степени участвовали не только в жизни евразийских интеграционных объединений, но максимально определяли движение. Белорусская и казахская элита, я в этом убежден, в целом здоровее элиты российской.

Давно пора снимать те Берлинские стены, которые подобные Мухтару Шаханову политики провели между двуязычными казахами и «националистами» (в кавычках, т.к. подавляющее большинство поддержавших Шаханова являются истинными патриотами Казахстана, и просто дезориентированы).

Но уничтожать ради этого мир, государство Казахстан, — нельзя.

Или скажите — «Назарбаев предатель народа, раз повел страну в Таможенный союз», или попытайтесь понять Нурсултана Абишевича, и даже дерзните не верноподданическими словесами его поддержать, но делом. Делом трудным, делом развития казахской культуры, казахского этноса. А чтобы развивать, надо не только сохранять историческое наследие, но и приобретать от друзей соседей их культуру, их знания, их представления о мире, пропускать это через себя и делать своим, обогащая уже родную казахскую культуру. В том первичном смысле евразийства, евразийских подходов к развитию национальной культуры.

Практически все подписанты письма Шаханова — положа руку на сердце, скажут, что доверяют Президенту Казахстана.

А дальше — общий труд. А Шаханов, как поэт и харизматичный политик, всегда найдет для себя менее разрушительные и опасные направления деятельности.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена