Канат Берентаев: “Новые элиты могут легче договориться друг с другом

Андраник Дереникьян: “Взрыв в Ферганской долине может включить в зону нестабильности и юг Казахстана”

“Опасность – опьянение, которое отрезвляет”.

Альфонс Доде

“Обстановка очень тревожная не только в Афганистане, но и то, какое воздействие она оказывает на Центральную Азию”, – обратил внимание Владимир Пластун, профессор кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, на пресс-конференции в Алматы. Встреча с прессой была посвящена итогам международной конференции “Центральная Азия в постсоветской интеграции”, которая прошла 9-10 сентября на Иссык-Куле.

В Центральной Азии идет интеграция или дезинтеграция? На этот вопрос экономист Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем, ответил так: “Чтобы была дезинтеграция, должна быть интеграция. Интеграции нет. Ситуация неопределенности”. Остальные спикеры согласились с такой оценкой.

По мнению Каната Берентаева, самостоятельность государств Центральной Азии в ее нынешнем виде – это дорога в разряд стран “третьего мира”. Если произойдет их интеграция в связке с Россией, ее научным и человеческим потенциалом, тогда ситуация уже иная.

“Неправильный категориальный аппарат приводит к неправильным решениям”, – подчеркнул г-н Берентаев. Нужно переосмыслить понятийный аппарат и такие его категории, как “государство”, “нация”, “суверенитет”, “интеграция”.

“Не до конца осознаны угрозы, которые себя уже проявляют, – акцентировал Андраник Дереникьян, Московский экспериментальный творческий центр. – Страны региона могут перестать быть субъектами на международной арене. И не так уж много времени ждать осталось”.

Из внутренних проблем на пути интеграции, г-н Дереникьян выделил фактор эгоизма. Это когда узкогрупповые интересы правящих элит выдаются за государственные и национальные. При этом, “многие элитные группы видят свое будущее вне своих стран. Об этом свидетельствуют анализ их недвижимости за границей, участие в совместных предприятиях”. Однако Канат Берентаев надеется на то, что новая смена во властной элите центрально-азиатских стран сможет найти общий язык на пути интеграции. Интеграция предполагает передачу части национальных полномочий на более высокий уровень.

Во внешнем блоке, ЦА-интеграцию тормозят геополитические акторы. В англо-саксонской геополитической мысли регион рассматривается как возможный плацдарм давления на Китай с одновременным вытеснением России.

“Мы можем говорить что угодно, американцы будут действовать по-своему”, – считает Владимир Пластун по ситуации в Афганистане. Намерениям Барака Обамы в том, что американские войска в июле 2011 года будут выведены из этой страны, дается задний ход. Командующий вооруженными силами Австралии уже заявил, что австралийский контингент останется в этой стране и после 2014 года. Австралия имеет статус партнера по НАТО. А вообще, в Афганистане на настоящей момент представлены военнослужащие из 44 государств. В Таджикистане и Кыргызстане США создают антитеррористические центры.

“Афганца купить нельзя, но арендовать можно”, – привел г-н Пластун бытующую в Афганистане пословицу. По его мнению, если талибы вернутся к власти в Кабуле и сами не пойдут на север (в постсоветскую Центральную Азию), то это могут сделать другие группировки, которых на политически нестабильной территории будет предостаточно.

“Взрыв в Ферганской долине может включить в зону нестабильности и юг Казахстана, – прогнозирует Андраник Дереникьян. – Если глобальная ситуация с вопросами безопасности во всех сферах будет ухудшаться, то актуализируется и вопрос о создании некоего образования с единым центром. Другое дело – успеем ли”.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена