Марлен Ларюэль: “Геополитическая среда для Казахстана в будущем году будет нелегка”

Александр Князев: “Если взрывается Узбекистан, то мира не будет нигде, вплоть до Уральского хребта”

“Мы делили апельсин – много наших полегло”.

NN

“Связанные с террористами не самые бедные, это “средний класс” потерявший надежду. Бедные просто создают почву”, – подчеркнула Марлен Ларюэль, французский эксперт по Центральной Азии и Афганистану. Заявление было сделано во время публичной лекции “Новая дуга нестабильности” в Клубе Института политических решений. Второй лектор – Александр Князев, эксперт по странам Центральной Азии и Афганистану, новую дугу нестабильности определяет как Кабул – Душанбе – Бишкек.

“Боюсь, что мои алармические оценки могут оправдаться”, – отметил Александр Князев в ходе публичной лекции. “Аларм” в переводе с английского “тревога” и тревожных рецидивов, симптомов и прогнозов эксперт перечислил много. Слишком много.

В Афганистане основные тренды заключаются в том, что с весны 2007 года идет активизация боевых потерь, которые среди ISAF “выросли в десятки раз”. Военнослужащие Нидерландов уже покинули ряды коалиции.

“Невозможность установления регионально-этноплеменного баланса в афганской политической элите в кратко- и среднесрочной перспективе. Тупик переговорного процесса”, – еще один тезис Александра Князева. Марлен Ларюэль добавила, что и с точки зрения экспертов Запада (США, Европа) ситуация в Афганистане ухудшается. “Вход в страну – ошибка, выход – ошибка, оставаться – тоже ошибка”, – такова существующая оценка. “Невозможно решить одну проблему без предложения для другой”, – объяснила эксперт общую ситуацию. А массив проблем в этой стране чрезвычайно обширный.

“Реинкарнация” ИДУ (Исламское движение Узбекистана) весной 2010 года. Г-н Князев особо отметил, что появившееся наименование Исламское движение Восточного Туркестана не должно вводить в заблуждение. Это переименование придумано узбекскими спецслужбами, чтобы лишний раз не фигурировало название Узбекистана. ИДУ, получившее свежую кровь в лице выходцев из Северного Кавказа и Синцзяна публично заявило о намерении действовать в постсоветских странах Центральной Азии.

В настоящее время, более половины границы Афганистана с государствами региона либо контролируется силами ИДУ, либо они там присутствуют. Наиболее сильные позиции движения в провинциях Тахар, Кундуз, Бадахшан. Частичное влияние: Баглан, Саманган, Фаряб, Бадгис. После межэтнических столкновений на юге Кыргызстана, где Александр Князев соотношение потерь узбеков и киргизов оценивает как 95:5, эмиссары Исламского движения Узбекистана стали активно действовать среди узбекского населения.

В Таджикистане, весной 2009 года, прошли волнения в Гармской группе районов, Тавильдаре, Раштской долине. В марте-апреле 2010 года, волнения на социально-экономической почве в Горно-Бадахшанской автономной области. 3-го сентября, совершен мощный взрыв с использованием террориста-смертника, то есть создан прецедент подобных терактов. Нарушен баланс примирения 1997 года, когда согласно договоренностям 30% мест в органах власти были переданы представителям ОТО (Объединенная таджикская оппозиция). За последнее время, бывшие полевые командиры ОТО из политической элиты практически полностью выдавлены.

“Таджикистан – наркогосударство”, – подчеркнула г-жа Ларюэль. Поэтому Запад находится в тупике на предмет с кем сотрудничать в области борьбы с наркотиками. Сейчас деньги на противодействие наркотрафику получают те же самые лица, которые его осуществляют. Г-н Князев дополнил картину, назвав фактического наркомонополиста в Таджикистане – это Нуритдин Рахмонов (брат президента).

Марлен Ларюэль сообщила, что западные специалисты, обучающие офицеров вооруженных сил Таджикистана, оценивают их крайне скептически с точки зрения человеческого потенциала. Например, им не доверяют обращение с высокотехнологичным оружием, обращают внимание на крайнюю степень коррумпированности. Что касается зарплаты рядовых солдат, то она составляет $4-5 в месяц.

В Кыргызстане ситуация меняется очень стремительно. “Высочайшая вероятность повторения межэтнического конфликта на юге Киргизии”, – акцентировал Александр Князев. По его информации, 70% узбекского населения намерено выехать за пределы Кыргызстана. Десятки тысяч в Россию уже уехали. Среди остающихся, особенно в среде молодежи, радикализация, вооружение, эмиссары ИДУ.

Одновременно с этим раскол внутри киргизской политической элиты, который может проявить себя буквально через 10 дней во время и после парламентских выборов. Усман Одил, новый лидер ИДУ, по сути объявил войну светскому правительству Кыргызстана. Г-н Князев напомнил, что от пограничного афганского города Калай-Хумб до Баткена 250 км по прямой: “Для такого рода формирований дорога проходимая”.

Узбекистан закрылся в своих границах и стагнирует. Устойчивость его политической системы слабеет, а внутри страны самое слабое звено – это подконтрольная Ташкенту часть Ферганской долины. “Это важнейшая цель, главный элемент влияния на регион”, – так Александр Князев оценивает планы лидеров ИДУ. “Может пасть вполне. Если взрывается Узбекистан, то мира не будет нигде, вплоть до Уральского хребта”, – поделился он своей оценкой такого варианта развития событий.

Валихан Тулешов, руководитель Центра международных исследований, не согласен с тем, что таджикский и киргизский этносы деградируют. Он полагает, что эти страны и их элиты находятся в развитии и возрождении. Г-н Князев поспорил с использованным термином “национальное возрождение”: “Что под этим понимать? Если этническое возрождение киргизов, то 1000 убитых узбеков не нормальная цена. Если гражданское возрождение – то одни вопросы. Это не возрождение, а вырождение киргизской национальной элиты. Качество этноса стремительно падает. В Таджикистане этот же процесс, но в других формах. Две группировки (кулябские с гармскими) борются за контроль над наркотрафиком, где здесь возрождение элит?”. От России, за аренду военной базы Кант, киргизское правительство просит не деньги, а оружие, включая огнеметы. “Это чтобы жечь узбекские махали?” – задал эксперт вопрос-предположение.

Марлен Ларюэль обратила внимание, что если экспертное сообщество в США к подобным проблем в основном подходит с точки зрения геополитики, то европейский взгляд фокусируется на человеческом измерении. Поэтому такие моменты, как “падение уровня школьного и университетского образования, огромный уровень коррупции во всех странах Центральной Азии, нароктрафик, миграция (“мозги” уезжают), средний класс, криминализация экономики, на бытовом уровне люди страдают социально” очень важны для общей оценки ситуации. “Нужна почва человеческого капитала, чтобы бороться с этим”, – подчеркнула она.

Слабым утешением может служить то, что по мнению г-жи Ларюэль, “ситуация не крайняя, если сравнивать с некоторыми государствами Африки”.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена