Афганизация пучит

Школа насилия плюс наркономика

“Винтовка рождает власть”.

Мао Цзэдун

“Нет ни одного талиба, совершившего теракт за пределами Афганистана. Нет ни одного араба в верховном руководстве “Талибана” и нет афганцев в руководстве “Аль-Каиды”, – обратил внимание Вульф Лапинс, проект-координатор по странам Центральной Азии Фонда им. Фридриха Эберта. Цели у “Талибана” и “Аль-Каиды” тоже отличаются. Тем не менее, в причудливой форме весь этот клубок завязан на Афганистан, а тот “как несостоявшееся государство составляет угрозу для хрупкой региональной стабильности”.

“С каждым днем тема нашей конференции все более актуализируется”, – отметила Карлыгаш Еженова, издатель и редактор журнала “Exclusive”. Международная конференция называлась “Афганистан: настоящее и будущее воздействие на стабильность и безопасность в Центральной Азии”. Казахстанские участники в кулуарах мероприятия заметили, что после того как на Западе прозевали “арабскую весну”, там не хотят повторения подобного сценария в связи с Афганистаном. На этой почве присутствие европейских экспертов было весьма представительным.

“Не можем ожидать, что придем к какому-то решению афганских проблем. Конференция может внести свой вклад в расширение знаний и мнений о том, что происходит в Афганистане”, – поделился своими ожиданиями Герольд Амелунг, генеральный консул Германии в Казахстане.

Вульф Лапинс акцентировал внимание на том, что в Афганистане есть три наиболее мощные военные силы, которые противостоят ISAF (международные силы поддержки безопасности) и центральному правительству Хамида Карзая в Кабуле. Это собственно талибы, сеть Хаккани и Хизбе-ислами (Гульбеддин Хекматияр). “В Центральной Азии осознали, что сокращение международного воинского контингента в Афганистане несет угрозу для их безопасности”, – считает он.

“Афганистан – уже геополитический игрок масштаба Евразии”, – подчеркнул Мурат Лаумулин, КИСИ (Казахстанский институт стратегических исследований).

“Центральная Азия превращается в зону активных действий экстремизма, терроризма, наркотрафика”, – отметил наблюдаемый тренд Булат Султанов, директор КИСИ.

“История все больше утрачивает свой естественный характер и становится проектом. Афганистан – давно проект”, – заявил Александр Князев, Институт востоковедения РАН (Российская Академия наук). По его наблюдениям, в последнее время в Афганистане рост сепаратистских тенденций (таджики, хазарейцы), пуштуны все больше радикализируются. А США подыгрывают этим процессам.

Как один из сценариев г-н Князев видит распад Афганистана на Белуджистан, Большой Пуштунистан (с отказом от признания “линии Дюранда”), Хазаристан и Афганский север. Что характерно, все эти куски неоднородны. У хазарейцев, например, поколенческий раскол: люди старших возрастов настроены проирански, а молодежь ориентируется на западные ценности. “Десять лет США в Афганистане и за это время произошло только усиление традиционных и нетрадиционных угроз для Центральной Азии”, – считает Александр Князев.

“С моей точки зрения, американцы все свои цели осуществили, централизованное государство ликвидировали”, – отметил Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики. Мурат Лаумулин дополнил, что разработанная в “Ранд корпорейшн” “децентрализованная демократия” для Афганистана фактически приведет к “вестфализации” страны.

Фитц Фитцгиббон, военный атташе посольства Великобритании, подчеркнул следующее: “На самом деле и после 2015 года ISAF тысяч 20 (в основном американцы) останутся”. Также он сообщил, что “когда англичане думают об Афганистане, они часто не имеют в виду Центральную Азию. Центральная Азия важна для нашей стратегии, но здесь вопрос стоимости”.

“Наркоэкспансия становится все более агрессивной. Невиданная наркокоррупция”, – из доклада Александра Зелиниченко, эксперт CADAP (международное агентство по борьбе с наркотиками). Он против того, что Кыргызстан определяют как страну с “наркономикой”. Хоть и при скудных ресурсах, но Бишкек борется с наркотиками. Правда, больше от безысходности и отчаяния, поскольку в противном случае наркотрафик просто сожрет страну. Доза героина там стоит как бутылка водки.

Валентин Богатырев, вице-президент аналитического консорциума “Альтернатива” (Бишкек), акцентировал внимание на том, что “речь идет о переформатировании региона”. Трансляция насилия становится повседневным явлением, а “Афганистан – школа насилия”. В Кыргызстане произошли трагические события в Оше, а “свержение власти насильственным путем уже как повторяющаяся практика”. “Криминальные группы, обезвреживаемые в Кыргызстане, часто имеют в своем составе людей, прошедших обучение в Афганистане или лагерях на севере Пакистана”, – отметил эксперт.

В свете “арабской весны” в регионе Центральной Азии есть “одна большая страна” (название Вульф Лапинс не сказал), где обученные, образованные и разочарованные молодые люди столкнулись с бесперспективностью. “Надеемся на Тунис”, – подчеркнул г-н Лапинс. Однако он не уверен, что события будут развиваться именно по этому сравнительно “мягкому” сценарию.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена