Непридуманные опросы

Есть такой анекдот с бородой, не помню дословно: мужик проворовался, жена ему: “Народ говорит, тебе 10 лет дадут”. Он не поверил, но так и вышло. Отсидел, вернулся. Жена: “Прокурор сказал…” Мужик перебивая: “Да какой прокурор, ты скажи лучше, что народ говорит?”.

Как не крути, а народ всегда зрит в корень. И, несмотря на то, что голос из ЦИКовского ролика упорно внушает нам: “важно для тебя, важно для страны!”, в значимость внеочередных парламентских выборов, необходимость проведения их в январе из-за кризиса, а уж тем более в то, что эти выборы как-то улучшат нашу жизнь, мало кто верит. Конечно, заметно оживилось экспертное сообщество: политологи, аналитики, припартийные социологи. В партсписках сейчас пытаются разглядеть распределение сил в будущем большой казахстанской политики, в общество забрасываются сакральные намеки на переход к парламентско-президентской форме правления, а прогнозах как-то смело утверждается, что в парламент пройдет не 2 , а три, и даже 4 партии! Я уже не говорю о непосредственных участниках процесса – партиях, тех, кто за ними стоит, ЦИКе, избиркомах. Думаю, несмотря на сроки, они успели во всеоружии подготовиться к предвыборной агитации, запуску огромного выборного маховика, заигрыванию с электоратом и закулисным интригам, а самое главное к подсчету голосов. Словом, для всех них, как для рубщиков тростника настала своя сафра.

Другое дело – люди на улице. Без претензий на право говорить от имени даже маломальского большинства, приведу данные блиц-опроса некоторых избирателей.

Серикбай, водитель, таксует на своей “Ауди” 99-го года выпуска, жена, старший сын студент, двое младших учатся в школе:Да я уже 10 лет на выборы не хожу. Зачем? Без меня и за меня все решат. Ну, если бы пошел, наверное за “Нур Отан” голосовал, других партий не знаю, слышал названия, но только кто входит в эти партии и какую они пользу приносят не ясно. Как изменится жизнь? Да никак. Что мне депутаты машину новую купят?” (смеется).

Владимир Алексеевич, пенсионер, бывший работник железнодорожного транспорта. “Да, про выборы знаю, я человек дисциплинированный, пойду, проголосую. У нас вот выборы вместе с Россией проходят. И меня в этой связи один вопрос волнует, мы говорят теперь в одной стране, как в СССР, будем жить. А это значит, мы уже независимыми не будем?”.

— Будем, конечно.

Задумался.

Алия, 43 года, врач частной клиники, муж в бизнесе:Да ну что вы, какие выборы? Выбора-то нет. Депутатам вообще подфартило годами без отдачи для народа сидеть и ни за что не отвечать. Одних уберут, придут такие же. Думаю, мой голос ничего на этих выборах не решит, опять будут результаты, в которые мало кто верит, не хочется свое время тратить, а главное еще больше разочаровываться”.

Сауле-апай, на пенсии, но еще полна сил и шустрости, владелица продуктового магазинчика в подвале жилого дома: О, кызым, некогда на выборы ходить. С девяти утра до позднего вечера стою за прилавком. На кого хозяйство оставлю?

— А как же гражданский долг?

— Я свой долг уже выполнила. Детей и внуков на ноги поставила. А кому в парламент надо, тот и без меня пройдет”.

Жанна, жена бизнесмена, не работает. Живет в элитном коттеджном городке в столице, дети учатся в элитной частной школе, ездит на дорогом автомобиле:Не знаю на счет выборов. Мы на Новый Год уезжаем отдыхать, хочется подольше там побыть. А вообще мы один раз ходили на выборы, тогда один наш близкий знакомый в депутаты шел, он всех уговорил, но это давно было, кажется, лет 10 назад. Улучшиться ли моя жизнь? Да, может, примут такие законы, чтобы побольше было стран для безвизового въезда. Это реальное было бы улучшение”.

И таких людей не один десяток. Разного возраста, пола, национальности, достатка. У большинства — равнодушие к происходящему. Можно говорить о настоящей миграции народа внутрь себя – уход от политических процессов в сферу своих собственных, личных, не гражданских интересов. Лозунг “Моя хата с краю” слегка апгрейдили и получилось “Лишь бы не было войны”. Аполитичность – как форма протеста. Сказывается накопленная годами усталость от бесконечных обещаний, раздражение от постоянных 90 и более процентных результатов, отсутствие реальной политической конкуренции. С каждыми выборами более устойчивым становится мнение о том, что партии и выборы лишь симулируют политический процесс, наделяя власть формальной легитимностью. К самому парламенту складывается уже не просто заниженная оценка его как самостоятельной ветви власти, возникает ироничное к нему отношение.

Партия “ Нур Отан” подписала меморандум о честных выборах. Хочется верить, партия власти действительно намерена провести их справедливо. В январе в Казахстан на самом деле могут состояться самые интересные за всю историю страны выборы. Даже без тех, кого отсекли еще до обращения 53 депутатов. У героев непридуманного опроса еще есть время подумать, у устроителей выборов – тоже.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена