О “красивых” цифрах объективно сказали депутаты

Полицейский находится на своем месте не для того,
чтобы создавать беспорядок; полицейский находится там,
чтобы поддерживать беспорядок

Ричард Дейли, мэр Чикаго

“Обществу нужны не красивые цифры о снижении преступности или повышении процента раскрываемости, а объективная картина, которая могла бы объяснить суть происходящих в стране криминогенных процессов”, — заявил председатель комитета мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев в ответ на выступление министра внутренних дел РК Калмуханбета Касымова на правительственном часе о состоянии правопорядка в стране.

Глава МВД постарался было представить “объективную картину”, однако это не спасло его от шквала депутатской критики.

“Картину” того, как казахстанские полицейские проигрывают в борьбе с криминальным миром, “объективно” дополнил первый заместитель руководителя фракции НДП “Нур Отан” в мажилисе Ерген Дошаев.

Депутат опроверг тезис министра о снижении уровня преступности. Наоборот, сегодня впору бить в колокола: Казахстан оказался под “девятым валом” общей преступности. Если в 2007 году в стране было зарегистрировано чуть более 128 тыс. преступлений, то на 1 ноября на криминогенной карте этого года их обозначено уже около 237 тыс.

Почти в два раза увеличились факты хулиганства и в три — кражи чужого имущества, в том числе квартирные. “По улицам стало опасно ходить, ежедневно наши граждане рискуют быть избитыми и ограбленными, а их квартиры и дома практически беззащитны”, — констатировал депутат.

Снизили качество работы следственные подразделения МВД. Существенно сократилась раскрываемость преступлений. По статистике народного избранника, в 2007 году из всех совершенных противоправных деяний было раскрыто более 63%, в 2012 году — около 46%. За последней цифрой опять же угроза здоровью и жизни граждан, поскольку преступники гуляют на свободе, следовательно, главный принцип уголовного законодательства – о неотвратимости наказания — им “по барабану”.

Живуча среди стражей правопорядка и совковая страсть к припискам – дабы приукрасить статистику по преступлениям. Причем “в особо крупных размерах”. Так, если в 2007 году органы прокуратуры выявили в органах ВД около 3 тыс. укрытых преступлений, то 2011 году – более чем в два раза.

Ситуацию на дорогах страны мажилисмен назвал вакханалией. Он повторил статистику, до этого прозвучавшую из уст председателя комитета нижней палаты по судебно-правовой реформе: за 10 месяцев прошлого года зарегистрировано более 9,5 тыс. ДТП, за аналогичный период текущего года — 11 тыс. Число жертв зашкаливает — только в этом году на дорогах Казахстана погибло более 2 тыс. наших сограждан, увечья получили свыше 13 тыс. Ежедневная информация комитета дорожной полиции МВД, вбрасываемая в интернет-сеть, напоминает фронтовые сводки Совинформбюро.

Одной из главных причин “вакханалии” на дорогах страны неделю назад на пленарном заседании верхней палаты сенатор Жумабек Торегельдинов назвал излишне либеральное законодательство. Он предложил внести в отечественное законодательство ряд очень жестких мер, которые, по его мнению, позволят, наконец, отрезвить как водителей во хмелю, так и других участников дорожного движения, пренебрегающих правилами. Думается, инициатива сенатора будет поддержана всеми депутатами. Ожидается, что законопроект правительство представит в парламент уже в скором времени.

В мажилисе сенатор уже нашел единомышленников. За ужесточение законодательства и Ерген Дошаев. В обоснование своей позиции он обратился к международной правоприменительной практике.

В Китае, например, водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии, ждут суровые наказания — вплоть до расстрела. Подобная мера в нашем государстве не применима в силу, во-первых, известных причин (не сравнить численность населения Поднебесной и Казахстана); во-вторых, у нас мораторий на смертную казнь.

В США пьяный водитель рискует провести за решеткой от 48 часов до 6 месяцев.

В Великобритании поездка в пьяном виде водителю обойдется в 7200 евро.

По японскому законодательству неотвратимость наказания настигает не только любителей спиртных напитков за рулем. Каждый из совершеннолетних пассажиров, севших в автомобиль с нетрезвым водителем, платит штраф в 3 тыс. долларов. Самому же пьяному ездоку грозит штраф в размере 8700 долларов или 5 лет тюрьмы.

Тему прошедшей аттестации сотрудников правоохранительных органов на правительственном часе не обошел вниманием ни один депутат. За “красивой” статистикой об уволенных и пониженных в должностях и чинах – унылая реальность: только за последние 5 лет (данные за истекшие месяцы 2012 года не приводились) к уголовной ответственности привлечено 930 сотрудников МВД.

“Нельзя с полной уверенностью сказать, что проведенная внеочередная аттестация … принесла заметные плоды и помогла избавиться от нечистоплотных полицейских с низким профессиональным уровнем”, — считает Ерген Дошаев. Тем не менее на слуху общественности несколько крупных скандалов с участием сотрудников МВД, потрясших всю страну после внеочередной чистки кадров, которых экзаменовали в том числе по наличию в них так называемых морально-нравственных качеств.

Депутат мажилиса “освежил” память министра Касымова и его команды, прибывшей на правительственный час, несколькими наиболее резонансными событиями последних дней:

“В октябре в Мангистауской области начальник одного из районных отделов полиции был заподозрен в убийстве своего подчиненного. Очевидцы утверждают, что сотрудники полиции слишком бурно отпраздновали корпоратив по случаю Дня уголовного розыска: затеяли в кафе массовую драку. Спровоцировал ее глава местного РОВД. В итоге от руки своих же сослуживцев трагически погиб офицер полиции.

В ЗКО (Западно-Казахстанская область – ред.) трое полицейских — оперативники Акжайыкского и Джангалинского РОВД и сотрудник аппарата ДВД области — вывезли двоих подозреваемых в краже лошадей в степь, где, применяя к ним пытки и словесные угрозы, добивались признательных показаний. Сейчас они арестованы и привлекаются к уголовной ответственности.

Пятеро полицейских уволены после массовой драки в Карагандинской области. Драка произошла между двумя группами молодых людей на берегу озера на окраине Каркаралинска. В результате от ножевого ранения скончался один из участников драки. Многие находятся в больнице с ножевыми ранениями”.

“Удивляет, как эти люди успешно прошли недавнюю переаттестацию?”, — недоумевает Ерген Дошаев. Вопрос, удивительный во всех отношениях и для гражданской общественности страны, между прочим. Однако ответит ли на него когда-нибудь нынешний глава МВД? Если нет, то это тоже будет удивительно.

Было время, когда почти все изъяны в деятельности органов внутренних дел с высоких трибун объясняли критическим госбюджетным недофинансированием. Как платят, мол, так и работаем. Чего изволите?

Худо-бедно, пережили те времена. В 2012 году на содержание армады казахстанской полиции (по некоторым данным, равной численности отечественной армии), казна выделила 206 млрд. тенге, что почти в 4 раза превышает ее финансирование 5 лет назад. Однако чем больше денежная масса, тем выше показатели криминогенности ситуации. Значит, все-таки не все измеряется количеством денежного выражения?

Отчасти ответ на этот вопрос прозвучал на правительственном часе: казахстанские правоохранительные органы, впервые на практике столкнувшись с чередой организованных террористических актов в крупных городах страны, всему миру продемонстрировали свою слабую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях. Малообъяснимая стрельба обязательно на поражение противника, когда, казалось бы, разумнее было бы взять живым хотя бы кого-то из его стана, чтобы распутать клубок и найти истинных идейных вдохновителей и организаторов терактов, бессмысленные жертвы, как из числа сотрудников полиции, так и населения, – разве это не есть симптомы непрофессионализма?

В ближайшие месяцы парламент ждет от правительства целого пакета законопроектов, касающихся органов внутренних дел, в том числе по содержанию заключенных в местах, не столь отдаленных, где жесточайшие пытки стали самым “лучшим” методом исправления оступившихся; по увеличению денежного довольствия и расширения соцпакета поддержки стражей правопорядка, а также их технического оснащения.

Однако до сего парламентарии были крайне недовольны слабой подготовкой законопроектов “О профилактике бытового насилия”, “О профилактике правонарушений”, “О персональных данных”. Мажилисменам пришлось их “перелопачивать” после правительства.

В связи с этим Рахмет Мукашев счел нужным предложить укрепить юридическую службу МВД отдельным подразделением, которое бы специализировалось только на законопроектной деятельности. Хороша идея, однако снова вопрос упрется в деньги, которых МВД все время почему-то не хватает.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена