Виктория Эссер: “Викиликс и Интернет – это яблоко и апельсин”

“Свобода выражения и кража документов – разные вещи”

“Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница”.

Станислав Ежи Лец

“Фэйсбук” и “Твиттер” – прямое высказывание и участие – мир их, а мы хотим быть частью этого диалога”, – подчеркнула Виктория Эссер, заместитель помощника госсекретаря США по цифровой стратегии. В настоящее время госдепартамент имеет в одном “Фэйсбуке” более 300 официальных страниц (послы, отделы, сам Госдеп). На вопрос журналистов стало ли после этого государственное управление в США лучше, г-жа Эсер ответила: “Стало”.

Виктория Эссер по профилю своей работы курирует вещательные режимы Госдепартамента (радио-, теле-), а также его главный веб-сайт и страницы в Интернете. Всплеск на данном направлении начался с приходом на пост госсекратаря Хиллари Клинтон. В Алматы г-жа Эссер находилась в рамках II Центрально-азиатского техфорума (TFCA-2), который проходил в КИМЕПе и согласилась ответить на вопросы журналистов.

Собственно Госдеп увлекся цифровой стратегий в связи с тремя преимуществами. Первое – это более эффективно, чем предыдущие форматы коммуникаций. Второе – широкая аудитория. Третье – непосредственная связь с людьми во всем мире. Например, у США нет дипломатических отношений с Ираном, однако Интернет-конференции позволяют американским чиновникам общаться с иранскими журналистами (при этом всем видны лица всех участников), отвечать на их вопросы без каких-либо фильтров и знать о реакции с той стороны. Интернет не заменяет общения лицом к лицу, однако очень качественно его дополняет.

После “жасминовой революции” в Тунисе появилась информация, будто на вооружении киберслужб США имеются специальные программы, которые создают эффект бурного обсуждения в социальных сетях тех или иных вопросов, а потом провоцируют выход на улицу. То есть у обычного пользователя Сети создается впечатление, будто он участник огромного протестного движения и все общество буквально кипит. “Нет, конечно. Социальные медиа – большое средство, но причина не социальные СМИ, а глубокое недовольство населения, – ответила Виктория Эссер на вопрос о специальных дестабилизирующих программах. – Ни США, ни социальные медиа – не первопричина. Социальные медиа – это только катализатор”.

Задавали вопросы и по Джулиану Ассанжу. “Свобода выражения и кража документов – разные вещи”, – акцентировала г-жа Эссер. Действия основателя “Викиликс” сравнимы с тем, как если бы он украл чемодан с документами. “В этой информации вещи, которые не должны иметь публичную огласку. Мы не можем все открывать – это может повлечь угрозу для жизни людей”, – пояснила специалист по цифровой стратегии позицию официальных американских властей.

“США поддерживают защиту интеллектуальных прав в Интернете”, – отметила Виктория Эссер по проблеме, которая и в Казахстане становится все более злободневной.

Непосредственно о Казахстане г-жа Эссер знает немного. В частности, ей известно, что технологическая составляющая Интернета и вообще цифровых технологий растет здесь быстро.

Вещи вроде TFCA-2 призваны совместить социальных предпринимателей и технологов. Социальные предприниматели – это те, кто пытается улучшить социальную обстановку в своем сообществе. Есть люди, которые готовы инвестировать в малый бизнес развивающихся стран, но не имеют для этого достаточной информации. Для них создаются специальные сайты, где владелица магазина в Мехико, например, может найти инвестора из США. Игроков из Казахстана также намерены включить в данный процесс.

Гостью из США попросили дать оценку казахстанским официальным сайтам без обратной связи. Она ответила в такой манере: “Два необходимых элемента: присутствовать (рассказывать что делаешь) и находиться в диалоге. Второй элемент у нас еще не такой совершенный, но мы работаем. Любой человек в мире может задать вопрос человеку в Госдепе и получить ответ. Ответ может не понравиться”.

От действий местной прокуратуры, которая подает оптовые иски на закрытие десятков неугодных информационных ресурсов, Виктория Эссер не в восторге. Она напомнила, что США выступают в поддержку свободы слова и самовыражения во всем мире.

Русскоязычная часть Казнета фактически является частью Рунете, а сам по себе казахскоязычный сегмент Казнета небольшой. В Госдепартаменте нет каких-либо специальных программ для карликовых Интернет-сообществ, однако по своей миссии там стараются задействовать все группы, которые присутствуют в Сети. “Мы не являемся поклонниками каких-то определенных платформ, главное – где происходит общение”, – особо выделила г-жа Эссер.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена