Кусочек славы Герострата

“31 декабря, близко к полуночи, на мой мобильник позвонил сам Токберген Абиев. Живехонький. Радостным голосом сообщил о своем полном здравии…”

Многие люди хотят прославиться. И ничего зазорного в этом нет. Важно – как. Кто-то пытается прославить себя и получить кайф благими намерениями, а кто-то — любым подвернувшимся способом.

Профессия журналиста никогда не была комфортной, если не сказать — опасной. Два года назад в ООН отмечали: многие журналисты томятся в тюрьмах лишь за то, что они выполняли свою работу.

20 декабря, после 22 часов, пропал журналист, директор пресс-клуба “Альянс казахстанских СМИ “Закон и правосудие”, а также создатель портала “Аbiyev.kz.” Токберген Абиев.

23 декабря, в воскресенье, о пропаже коллеги, обеспокоенная его судьбой, сообщила председателю Союза журналистов РК Сейтказы Матаеву. В понедельник СЖ вместе с Международным фондом защиты свободы слова “Әділ сөз” провели пресс-конференцию в Алматы. В тот же день в пресс-клубе “Альянс казахстанских СМИ “Закон и правосудие” пресс-конференция прошла в Астане. Версия была однозначна: Токберген Абиев, боровшийся с коррупцией в органах казахстанской государственной власти, стал жертвой своей профессиональной деятельности.

В ДВД г. Астаны сообщила все известные мне подробности, высказала свои версии исчезновения журналиста. Возмутилась по поводу того, что уголовное дело возбуждено по “нулевой” статье, т.е. как о пропавшем без вести. “Токберген стал жертвой своей профессиональной деятельности”, — убеждала я следователей.

31 декабря, близко к полуночи, на мой мобильник позвонил сам Токберген Абиев. Живехонький. Радостным голосом сообщил о своем полном здравии. На вопрос: как понимать его исчезновение, ответил: пропажу инициировал он сам, отсиживался на съемной квартире, так надо было. Подробности обещал рассказать позже.

На пресс-конференции 4 января свое добровольное исчезновение Токберген Абиев объяснил: это был протест против коррупции, а также желание обратить на свою персону внимание главы государства в надежде быть принятым им, где он предложил бы Нурсултану Назарбаеву свое видение эффективных способов искоренения коррупции в стране.

Протест как форма выражения позиции подразумевает, прежде всего, культуру – политическую, гражданскую, профессиональную. Форма протеста, выбранная г-ном Абиевым, лично у меня в голове не укладывается. В течение 10 дней самоисчезновения он, по его словам, “отдохнул”. Более того, пожалел, что правоохранительные органы так быстро его обнаружили на съемной квартире в одном из домов по ул. Мустафина в Астане. Он намеревался отдохнуть, пописать и поразмышлять о сделанном за прошедший год в своем убежище как минимум в течение месяца.

Выслушав “героя дня”, высказала свою точку зрения на его поступок. В частности, согласилась с той оценкой, которую накануне озвучила президент Международного фонда защиты свободы слова “Әділ сөз” Тамара Калеева, которая назвала поступок Абиева недопустимым. Добавила, что Токберген Абиев скомпрометировал профессию журналиста, нанес определенный моральный ущерб репутации казахстанского журналистского сообщества и государства. Под большое сомнение правоохранительных органов отныне будет поставлен любой факт насилия в отношении каждого из нас, если, не дай Бог, такое случится.

В известном смысле в глазах мирового сообщества пошатнулась репутация нашего государства – Республики Казахстан. Со дня пресс-конференций в Алматы и Астане судьбой журналиста Токбергена Абиева, якобы пропавшего без вести, озаботились дипломатические миссии ряда иностранных государств. Как отечественные журналистские организации, так и зарубежные СМИ призвали официальные власти Казахстана к беспристрастному расследованию факта исчезновения журналиста — не как к пропаже человека без вести, а как преследование за его профессиональную деятельность. Репутация профессии журналиста и государства в глазах мировой общественности – это не то, что “скажет Марья Алексевна”.

Однако все это было бы не так печально, если бы не последние аккорды абиевской пресс-конференции. Не успела я завершить свой спич, как он разразился гневной тирадой, которая всех повергла в шок. Токберген Абиев послал всю казахстанскую журналистскую гильдию туда, куда Макар даже телят не гонял.

Дальше – больше. На свой сайт “Аbiyev.kz.” он выложил видео-материал с пресс-конференции со всем набором ненормативной лексики. В комментариях сей факт, полагаю, не нуждается.

Единственно, хотелось бы сказать: опустив себя ниже плинтуса, г-н Абиев урвал кусочек славы. И вправду, ведь цель оправдывает любые средства. Что было доказано еще далеко до нашей эры Геростратом, чье имя, хотя и стало нарицательным, зато “живее всех живых”.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена