Таможенный Союз. От совка к экскаватору

События вокруг “украинского кризиса”, наглядное переплетение политики и экономики, еще более высветили, как необходимость самого Таможенного Союза, так и некоторые его аспекты, бывшие в тени до сегодняшнего дня…

Жұмыла көтерген жүк жеңіл.

События вокруг “украинского кризиса”, наглядное переплетение политики и экономики, еще более высветили, как необходимость самого Таможенного Союза, так и некоторые его аспекты, бывшие в тени до сегодняшнего дня.

Спору нет, никто из граждан стран ТС не хочет опять диктата (хорошо, хорошо, пусть для россиян – бремени J) “старшего брата” и прочих особенностей “Союза нерушимого”. Плавали, знаем. Разумеется, все эти и другие вопросы снимаются при грамотном и взаимовыгодном сотрудничестве, при разработке и подписании всех рабочих документов. Есть специально обученные и хочется надеяться, высококвалифицированные юристы и экономисты – им и флаг в руки, документы эти будут обсуждаться (уже обсуждаются) в парламентах стран ТС, так что “секретных протоколов”, по которым чья-то ложка окажется больше, опасаться не приходится. Если же спецы по подготовке договоров “не тянут”, если какие-то чиновники не могут довести до оптимального уровня взаимные нормативные, торговые, таможенные, налоговые и другие условия, то, согласитесь, это же не повод для отрицания самого Таможенного Союза в принципе — abusus non tollit usum. Так что, это всего лишь вопрос кадров и менеджмента.

Таможенный Союз. От совка к экскаватору

Но, несмотря на разумные условия подготовки и подписания договоренностей по интеграции, мы видим, что у ТС есть противники, которые вообще не приемлют такой формы межгосударственного сотрудничества.

Анекдот в тему: жила одна слепая девочка. И все ей казалось, что в семье ее не любят и во всем обделяют, особенно в еде. Сядут за стол, а она ноет, мол, ей не доложили… вкусного не положили… И тогда решили родители сварить ей целый таз пельменей, чтобы она, наконец, успокоилась. Сказано-сделано. Все сели ужинать, поставили перед девочкой полный таз, а дочка обвела его руками, потрогала гору пельменей и сказала: “Представляю, гады, сколько же вы себе положили!..”.

Что показательно, таких “слепых” критиков Таможенного Союза много не только у нас, но и в Белоруссии и, не удивляйтесь, в России. Все им кажется, что их “обогрели-обобрали”, почитайте российские СМИ по интеграционной тематике! Известные и авторитетные экономисты и предприниматели, с цифрами и фактами твердят: “Не нужен нам никакой союз, опять садятся на нашу шею, зачем нам Казахстан, с его слабой экономикой, зачем нам конкурирующее молоко и текстиль из Белоруссии и т.д. и т.п….”. Да, “все это было бы смешно, когда бы не было так грустно”.

Таможенный Союз необходим нам не только, как сегодняшний инструмент взаимовыгодного сотрудничества, но и как один из первых шагов к дальнейшей интеграции постсоветских государств, к общей валюте. Сегодняшний Европейский Союз тоже проходил через ожесточенные споры в заинтересованных странах. Взять хотя бы такие исторически “дружные” государства, как Франция и Германия, не говоря уже о других. Но, начиная с 1951 года, когда было создано “Европейское объединение угля и стали”, включавшем сначала 6 стран, европейцы, чтобы “не пропасть поодиночке”, шаг за шагом увеличивали межгосударственную интеграцию по всем параметрам, доведя свой союз до сегодняшнего дня, когда евро является мировой валютой, а ЕС – мощнейшим экономическим объединением с самым большим мировым ВВП. Так что нашему ТС есть куда расти…

Verba docent, exempla trahunt: если страны с такими интеллектуальными, технологическими и экономическими уровнями, как Германия, Франция, Испания, Швеция, Бельгия… дальше, думаю, продолжать не надо, все-таки решили объединяться, иметь общую валюту, общее таможенное пространство, общую армию, то возможно, и нам следует идти в этом направлении? Так сказать, довериться “сумрачному германскому гению”. И “острому французскому смыслу” тоже…

Своя общая валюта в перспективе всем, и настоящим и потенциальным участникам Таможенного Союза просто необходима, потому что уверенно чувствовать в грядущих мировых экономических катаклизмах может только сильная валюта с мощной и устойчивой экономической базой. Международный финансовый кризис 1998 года, когда вместе с другими посыпались и валюты “азиатских тигров”, наглядно показал, что и ведущий технологический экспорт и сильный фондовый рынок и развитая IT-индустрия не служат сколь-нибудь надежной защитой от внешнего (злонамеренного или нет, это отдельная тема) финансового влияния.

Выступления Джорджа Сороса, как одного из глобальных финансовых игроков, показывают, что “правильное” регулирование мировой экономики им не чуждо. Современные мировые инвестиционные и финансовые фонды оперируют десятками и сотнями миллиардов долларов и обрушить валюту (и экономику) отдельного “маленького, но гордого” государства, неважно, для получения ли прибыли, или же, в воспитательных целях, не составит большого труда. А вот проделать такое с устойчивой общей валютой будет очень затруднительно, если вообще возможно.

Сейчас в мире есть ареалы сильных общих валют: “зона доллара”, “зона иены”, “зона евро”. Вроде намечается и “зона юаня”. О тенге, конечно, в таком масштабе упоминать не будем, но даже и о “зоне рубля” говорить не приходится. А вот о “зоне алтына”, взаимовыгодно объединяющей несколько бывших советских республик, с сильной людской, экономической и территориальной базой можно говорить. Такой общий алтын может быть “спокойным среди бурь”, уверенно чувствуя себя не только в финансовые кризисы, но и, как показали последние “игры патриотов”, и в режимах различных санкций.

А неуклюжие движения Visa и Master Card еще раз показали, что “надежный западный мировой финансовый оператор”, since с любого древнего года, надежен только до определенного времени, а потом так же способен совершать непредсказуемые указания чиновников Госдепа, как СЭС Онищенко. Китай не обольщается насчет Запада и давно построил у себя независимую национальную платежную систему, в которой совершаются все расчеты по карточкам, включая Visa и Master Card. Кстати, у Белоруссии своя платежная система тоже есть и неудивительно, что и Россия начала создавать такой же национальный процессинговый центр. Аналогичную платежную систему можно создать и для Таможенного Союза.

Кстати, в ТС (ЕЭП) снимается и, так называемая, проблема наших “северных территорий”. Вообще, как таковой, реальной проблемы-то и нет, просто ее усиленно артикулируют те, которые “шумим, братцы, шумим”. Зная историю вопроса понятно, что сравнивать сегодняшнее возвращение Крыма и гипотетические аналогии у нас – просто несерьезно. Так вот, предупреждая возможные опасения, можно сказать, что Таможенный Союз (далее ЕАЭС) снимает подобные вопросы, зеркально, так сказать, у всех его участников. Как, например, Эльзас и Лотарингия в Европейском Сообществе. За эти земли Франция и Германия убивали друг друга сотни лет, после различных войн эта область переходила то к немцам, то к французам. А сегодня парни из этой французской территории вместе с солдатами бундесвера служат в одном батальоне (в Веймарской боевой группе ЕС). Вот такое грамотное современное решение кровавого когда-то территориального вопроса.

Что касается освещения ТС в прессе, то заметно, что если некоторым “политбойцам” гораздо удобнее и заметней размахивать лозунгами “империя/рабство/независимость”, чем приводить обоснованные аргументы, то и журналистам легче делать аналогичные материалы, тогда как гораздо больше пользы принесло бы тщательное обсуждение в СМИ конкретных вопрос пошлин, тарифов, преференций и т.п.

В каком виде и на каких условиях Таможенный Союз будет трансформироваться в Евразийский экономический союз – пока подробно неизвестно (вообще-то ЕАЭС запланирован уже на следующий год), но то, что текущий мировой политический кризис, не только внесет существенные коррективы, но и ускорит интеграционные процессы ТС – это несомненно. Поживем – увидим.

Ерік иеде, жүк түйеде.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.