Султанбек Султангалиев: «Один век – это крайне недостаточный срок»

99 лет Великой Октябрьской социалистической революции прошли без помпы

В связи со знаменательной датой – 99-ой годовщиной Октябрьской революции, мы попросили дать интервью Султанбека Султангалиева, политолога, члена ЦК КНПК (парламентская партия), как одного из наследников коммунистических идей. 

***

Султанбек Султангалиев– Что лично для вас день 7 ноября?

– Лично для меня 7 ноября – это символ события всемирно-исторического значения, которое оказало гигантское влияние на весь ход мировой истории человечества. Никакой ностальгии нет, есть понимание эпохальности Октябрьской революции и её значения для судеб не только народонаселения бывшей Российской империи, но и для всего мира.

– Когда я был школьником, то регулярно устраивались шоу в формате «Красные и белые перед судом истории». В 1990-ом году такие мероприятия прекратились. На ваш взгляд, через 99 лет кто все-таки оказался прав?

– Один век – это крайне недостаточный срок для объективного восприятия исторического события. Дело в том, что чем дальше от нас исторический факт, тем меньше в его оценке политики, субъективизма, вызванного в том числе и личными мотивами, и больше историзма. Скажу только, что в любом конфликте не бывает одной правой стороны и остальных порочно виноватых. Ожесточенная и кровавая гражданская война, на мой взгляд, была неизбежна, так как вопрос стоял не в смене одного политического режима другим, а в попытке создания принципиально новой общественно-политической формации. И эта попытка не могла не вызвать ожесточенного сопротивления прежних привилегированных кругов старого общества.

– Западный Казахстан сегодня больше ассоциируется с исламистами, чем с коммунистами. Как сегодня в вашей области соотносятся религиозные и левые взгляды среди населения? Остался ли Западный Казахстан в «красном поясе»?

– По поводу соотношения религиозных и левых взглядов населения западного Казахстана – это сложный вопрос, на который нет правильного ответа из-за отсутствия данных социологических исследований регионального характера. Всегда, когда возникают подобного рода вопросы, мы упираемся в глухую стену неведения из-за того, что исполнительной властью оказалась забыта тема поддержки и развития регионоведения, масштабных исследований по социально-экономической тематике, общественно-политической ситуации в регионах. Именно поэтому, на мой взгляд, и теракт в Актобе, и земельные митинги в Западном Казахстане оказались для Ак Орды неожиданностью.

Безусловно, какой-то мониторинг социальной ситуации ведется теми же спецслужбами, например, но как показали события весны 2016 года – этого недостаточно. Необходимы регулярные исследования со стороны экспертного сообщества ситуации в регионах в разноплановых аспектах. Понятие «красный пояс» по моему мнению, устарело, так как сейчас электорат голосует не так, как в 90-ых и начале 2000-ных, когда можно было с точностью прогнозировать, что коммунисты наберут наибольшее количество голосов на Западе, Севере и Востоке Казахстана, а на Юге их будет ждать провал. Анализ результатов прошедших парламентских выборов показывает, что в процентном соотношении гарантированная электоральная поддержка КНПК сохранилась на севере и востоке страны, а  ситуация  на западе и юге выровнялась.

– Как вы можете охарактеризовать сегодняшнюю социальную политику государства и что в силах изменить КНПК?

– Социальная политика государства вызывает, естественно, критическое отношение. Когда мы говорим о социальной политике государства то как правило имеем ввиду именно одну её часть – сфера зарплат, пенсий, пособий и льгот. Но реальный социальный сектор неизмеримо шире – это и ситуация в образовании, и здравоохранение, и трудовые отношения и т.д., и т.п. Претензий, конечно, много и недоработки правительства, а зачастую и откровенные провалы, как это случилось, например, с отменой и введением категорий детских педиатров – всё это происходит из-за отсутствия достаточно качественной коммуникации власти с гражданским обществом.

Нетрудно заметить, что КНПК как парламентская партия является на сегодняшний день наиболее активной общественно-политической организацией. С марта по октябрь 2016 года депутатской фракцией было направлено 300 обращений и 39 депутатских запросов в адрес премьер-министра и министерств и ведомств, проведено 142 встречи с населением. И это фракция, которая, напомню, насчитывает всего лишь 7 депутатов. В существующей политической системе у парламента очень мало полномочий. Оружием депутата являются лишь работа над законопроектами и депутатские запросы, апелляция к общественному мнению в целях привлечения внимания к той или иной проблеме. Даже законотворческая инициатива присутствующая де-юре, на самом деле де-факто жестко ограничена.

– К 100-летию Октябрьской революции общая ситуация в Казахстане может поменяться существенно?

– Я бы не стал привязывать развитие общественно-политической ситуации к круглым датам. Хотя, на мой взгляд, именно со второй половины 2017 года в Казахстане начнется практическая реализация транзитного периода, которая будет выражаться либо в конституционной реформе, трансформирующей президентскую республику в парламентскую (на что остается пусть слабая, но надежда), либо же мы увидим смену персоналий председателей Сената Парламента. Особо резкого ухудшения социально-экономической ситуации в стране я бы ожидать не стал, потому что во-первых мы видим приятную для правительства тенденцию повышения мировых котировок на нефть, во-вторых, все еще есть средства Национального фонда, которые будут использованы в качестве подушки безопасности. Ну и в-третьих, транзитный период не любит потрясений социального характера и это прекрасно осознают в Ак Орде. Как видите, на усилия собственно правительства по стабилизации социально-экономической ситуации особых надежд я не возлагаю.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.