«Оңай»: систему исправит пассажир?

Странное дело, но спустя год после введения системы электронного билетирования в общественном транспорте Алматы и ее оператор, и кураторы из городского акимата заявляют, что изменить ситуацию могут только сами пассажиры

Алматы. 20 декабря. КазТАГ – Владимир Радионов. Странное дело, но спустя год после введения системы электронного билетирования в общественном транспорте Алматы и ее оператор, и кураторы из городского акимата заявляют, что изменить ситуацию могут только сами пассажиры.

Проблему о том, что «Оңай» не решила самой главной своей задачи – выведения средств оплаты проезда в автобусах и троллейбусах из тени, на минувшей неделе озвучил заместитель председателя правления АО «Центр развития Алматы» Асет Абдуалиев. По его оценке, всего 30% средств за оплату стали проходить прозрачно.

Подтвердить или опровергнуть данную цифру в обслуживающем систему предприятии нам не смогли.

«Мы можем предоставить данные только по оплате, которая прошла через систему «Оңай». Говорить о том, какое количество средств вышло из теневого оборота, мы не можем, потому что у нас нет данных, что было до нас, нам не с чем сравнивать. После введения системы мы приводили сравнительные данные по сборам, но по отдельным перевозчикам, которые предоставляли нам свои цифры», — сказала в телефонном разговоре представитель пресс-службы оператора системы электронного билетирования «Оңай» Эльмира Киргеева.

Оңай

А ведь помнится, что в момент внедрения «Оңай» наведение прозрачности в системе сбора средств было главным козырем ее инициаторов. И, мол, на это и «купился» частный инвестор, профинансировавший внедрение (на «Оңай» не было затрачено ни тенге бюджетных средств). Объем инвестиций составил $12 млн, примерный срок окупаемости – 10 лет.

По словам Э. Киргеевой, инвестор продолжает исполнять свои обязанности, несмотря на то, что срок окупаемости растягивается.

«Окупаемость планировалась в 10 лет, потом этот срок увеличился – менялся курс доллара, закупалось новое оборудование (в частности, компактные терминалы для разовой оплаты). То есть инвестиции в проект увеличиваются», — замечает она.

Интересно, как отреагирует инвестор, услышав про 30%?

Между тем исправление ситуации – повышение прозрачности – и оператор, и городское управление транспорта возлагают на… пассажиров.

«С введением разовой оплаты наличными присутствует немало нарушений со стороны перевозчиков. Работают контролеры «Оңай», контролеры самих перевозчиков, которые обязаны выявлять нарушения и информацию по ним передавать в правоохранительные органы. Но их работа нацелена не на то, чтобы всех штрафовать, а чтобы разъяснить, чтобы человек в следующий раз требовал билет, а еще лучше — регистрировал поездку посредством карты», — говорит Э. Киргеева.

Однако при этом она замечает, что «если у вас нет подтверждающего документа об оплате установленного образца, вы считаетесь безбилетным пассажиром».

То же самое, но другими словами повторяет и руководитель городского управления транспорта Ерлан Адилов.

«Если население нам не поможет, тогда достичь результата нам будет чуть труднее. Пассажир должен требовать билет, а если не требует — кто знает, возможно, деньги останутся у водителя», — полагает он.

Все это правильно, но остается вопрос: а пассажиру не все ли равно, кому достанутся средства, если его довезут до места назначения? Ранее раздававшиеся по этому поводу аргументы, что прошедшие через систему деньги приведут к улучшению качества обслуживания, так и остались словами. Гонки водителей не прекратились, подвижной состав новее не стал. И если городское руководство не может навести порядок в этом вопросе, то почему горожане должны проявлять повышенную сознательность? Чего ради?

Чтобы люди разом захотели платить за проезд в большинстве своем карточками, городскому руководству, как нам кажется, нужно сделать всего лишь пару шагов навстречу.

Первый шаг – ввести обещанный дифференцированный тариф оплаты карточкой и кэшем (первый должен быть ниже). А то говорили в том же управлении транспорта, что такое возможно при изменении законодательства, что соответствующие предложения внесены в парламент и, возможно, будут приняты до конца текущего года. Какова судьба этих поправок – не сообщалось.

Второй шаг – наведение порядка в графике движения автобусов. Аким Алматы Бауыржан Байбек тоже не раз упоминал о связи прозрачности денежного потока с упорядочением движения автобусов. Но вряд ли градоначальник пользуется общественным транспортом в вечернее время. Дабы не повторять все, что пишут по этому поводу горожане в соцсетях (слова все больше непечатные), поделюсь своими наблюдениями.

Попробуйте попасть после 19 часов, скажем, из Тастака (угол ул. Розыбакиева — Толе би) в Самал (угол пр. Достык – Аль-Фараби). Указанные точки связывают два маршрута — №48 и 99. Но ни одного из них вы не дождетесь. Это было два года назад, это есть и сейчас – ничего не поменялось. И даже если случится чудо, вы дождетесь долгожданного автобуса и начнете требовать у водителя «подтверждающий документ об оплате установленного образца» — рискуете узнать о себе и ближайших родственниках много чего интересного.

Так что просвещение и призыв к сознательности – это хорошо, а когда требуется и власть употребить – становится все плохо. И улучшения не наблюдается. А год – это все же срок.

P.S. Недавно управление транспорта намеревалось презентовать новый интернет-ресурс общественного транспорта Алматы. В анонсе говорилось, что сайт станет платформой для диалога между жителями, муниципальными властями и перевозчиками, местом размещения предложений и жалоб пользователей общественного транспорта. Неужто акимату и так жалоб мало?..

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.