В Афганистане Путин обхаживает Китай, желая заполучить «еще одну Сирию»

Растущее присутствие Исламского Государства в этой стране дает России основание для формирования такого партнерского союза с Китаем и Пакистаном, который был бы в состоянии противодействовать влиянию США

Газета South China Morning Post опубликовала статью Тома Хуссаина под названием «In Afghanistan, Putin courts China in search of 'another Syria'» — «В Афганистане Путин обхаживает Китай, желая заполучить «еще одну Сирию».

В предисловии к ней говорится так: «Растущее присутствие Исламского Государства в этой стране дает России основание для формирования такого партнерского союза с Китаем и Пакистаном, который был бы в состоянии противодействовать влиянию США».

Далее в самой статье излагается следующее: «Затеянная Россией инициатива с участием Китая и Пакистана, призванная положить конец афганской гражданской войне посредством нахождение пути к политическому урегулированию ситуации в стране, располагает задатками дипломатического альянса, который мог бы подменить собой Соединенные Штаты в качестве ведущей силы в Центральной Азии.

Трехсторонняя группа по афганскому вопросу открылась для широкой публики после состоявшегося в Москве в конце прошлого месяца третьего заседания. Также тогда выяснилось то, что она может быть расширена за счет включения в ее состав региональных держав в виде Ирана и Турции, которые вместе Россией сформировали отдельную трехстороннюю группу в рамках переговоров по Сирии, предшествующих аналогичным мероприятиям по Афганистану.

Афганистан

Афганский солдат охраняет вход здания, которое используется в качестве зала суда членами Исламского Государства. Фото: scmp.com

Афганское правительство гневно отреагировало на московскую встречу, которая проходила без участия представителей Кабула, не приглашенных туда. Такая реакция была вызвана тем, что на этом заседании было поддержано предложение о смягчении режима санкций ООН касательно ключевых фигур движения Талибан, участвующих в предварительном диалоге по переговорам.

Оно противоречит ноябрьскому обращению официального Кабула в адрес ООН с просьбой включить в «черный список» лидера талибов муллу Хайбатуллу Ахундзаду из-за его отказа вступать в мирные переговоры.

На трехсторонней встрече в Москве, вопреки такой позиции администрации президента Ашрафа Гани, было поддержано одно из двух предварительных условий Талибана для диалога с афганским правительством, в очередной раз озвученных представителем движения Забиуллой Муджахидом в начале декабря. Другим условием является вывод возглавляемого американцами воинского контингента НАТО из Афганистана.

«Речь идет о целенаправленных усилиях по преодолению последствий вывода западных войск из Афганистана, а также о возможностях, которые, как чувствует Россия, могут открыться для нее в Центральной Азии. После Западной Азии именно Центральная Азия является таким местом, где [президент России Владимир] Путин, по его собственным ощущениям, может вновь утвердить российскую власть, и Китай рад протянуть руку помощи, — сказал Херш В.Пэнт, профессор международных отношений в Королевском колледже Лондона (King’s College London). – Но, если иметь в виду индо-тихоокеанский стратегический ландшафт, то там Китай является лидером, а России придется следовать за Китаем».

Третье заседание группы, о деятельности которой идет речь в вышеназванной статье, состоялась 27 декабря в Москве. Высокопоставленные представители внешнеполитических ведомств Китая, Пакистана и России собрались там перед самым Новым годом с тем, чтобы обсудить «нарастающую угрозу» границам этих стран, связанную с присутствием боевиков Исламского Государства в Афганистане. Они заявили о готовности их государств пойти на развертывание совместных действий, продиктованных необходимостью противодействовать попыткам группировки ИГИЛ закрепиться и утвердиться в этой стране.

Официальный Кабул, как сообщается, выразил сомнения касательно мотивов этой трехсторонней встречи, к участию в которой его представителей не пригласили. Там считают, что все мероприятия по мирному процессу должны проводиться под руководством нынешнего афганского правительства. Официальный представитель Афганистана Ахмад Шекиб Мостагни заявил, что Кабул не получил должного отчета о переговорах в Москве. «Обсуждение ситуации в Афганистане при отсутствии афганцев, даже с лучшими намерениями, не может помочь реальной ситуации и вызывает серьезные вопросы о целях подобных встреч», — заявил он.

Такая реакция не была, естественно, оставлена без внимания. По сообщению МИД России, представители трех стран, встретившиеся в Москве, также договорились в будущем приглашать на подобные переговоры правительство Афганистана.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.