«Мы не имеем ни одного доказательного случая самоубийства из-за «игры» в соцсетях. Но это не значит, что «группы смерти» безопасны»

Сетевые СМИ о смертельно опасных играх

11 февраля газета «Время» — «Идёт охота на детей» — «Педагоги, прокуроры, министры, общественность страны бьют в набат. Они призывают родителей быть бдительными и защитить детей от неизвестных киберкиллеров, спрятавшихся за мониторами компьютеров и экранами смартфонов.

Шымкент — Только за последние три дня с заявлениями к правоохранителям региона обратились девять человек, чьи дети оказались участниками смертельно опасных игр “Синий кит”, “Море китов”, “Тихий дом”, “Хочу в игру”, “Разбуди меня в 4.20”.

Костанай — Две девушки-подростка совершили попытку суицида из-за сетевой игры “Синий кит”.

Море китов

Актау — В этом городе появился первый (и, будем надеяться, единственный) пострадавший от интернет-игры “Синий кит”.

Караганда — Cамоубийство 19-летней карагандинки Галины СИБИРЯКОВОЙ вызвало, судя по всему, изрядную нервозность в правоохранительных органах. В МВД, не дожидаясь результатов расследования, уже заявили, что нет причинно-следственной связи между этой трагедией и черным влиянием соцсетей».

В понедельник, 13 февраля, в ходе правительственного часа в мажилисе министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ заявил: с начала года выявлены десятки случаев вовлечения несовершеннолетних в “группы смерти”, некоторые из детей нанесли себе увечья. Между тем в полиции до сих пор не имеют реального доступа к соцплатформам вроде Facebook или Instagram, где в последнее время произошел всплеск публикаций, призывающих к суициду – «Бой с тенью».

«На сегодняшний день зарегистрировано 63 случая вовлечения несовершеннолетних, 15 детей нанесли себе всевозможные ранения. Эта проблема (увлечения “группами смерти”. — А. Н.) у нас возникла только в январе-феврале. За январь-февраль нет (случаев суицида участников “групп смерти”. — А. Н.). Все заявления, сообщения нам поступили от родителей и педагогов, — сообщил Касымов.

По словам министра, очень много так называемых “групп смерти” перешли из соцсетей уже в телефонные приложения, где их участники продолжают смертельную игру под печально известными тегами “Синий кит” и “Тихий дом”.

В прошлом году по фактам попыток суицида было возбуждено 44 уголовных дела — тогда погибли 16 детей. По всем этим фактам было проведено расследование, но ни один из случаев участия в опасных играх не подтвердился. Сейчас работа по борьбе с блокировкой опасных страниц и любых хештегов с упоминанием “синих китов” проходит в сложных условиях. В связи с этим глава МВД предложил держать “суицидальные” ресурсы в зоне казахстанской юрисдикции.

Напомним, об игре “Синий кит” в Казахстане заговорили после сообщения из Караганды, где 19-летняя студентка колледжа совершила суицид в ночь на 6 февраля. По словам родственников, девушка состояла в группе “Синий кит”. Было начато досудебное расследование по статье 105 УК РК “доведение до самоубийства”».

Сайт «Радиоточка» собрала информацию по теме – ««Ня, пока»: грозит ли «Синий кит» казахстанским детям?» — «В первый раз СМИ упоминали про эту игру в мае 2016 года, напоминает нам автор портала Kazday.kz Адилет Турсынбеков. Тогда «Новая Газета» написала статью «Группы смерти». Журналисты насчитали 130 жертв, но не смогли доказать ни один факт самоубийства.

В остатке: мы не имеем ни одного доказательного случая самоубийства из-за «игры» в соцсетях.

Хэштеги #синийкит и #F57 появились в группе во Вконтакте, публиковавшей шок-контент. Администратор группы F57 Филипп Лис (Будейкин) решил пропиариться за счёт истории Поленковой и придумал легенду, по которой Рина покончила с жизнью, играя в игру некой секты. Об этом большой материал сделала Lenta.ru. Лис таким образом пытался раскрутить свою музыку. В данный момент Будейкин находится под следствием.

В остатке: «Синий кит», «Море китов» и прочее — не более чем инструмент пиара и раскрутки контента в соцсети «Вконтакте», аудиторию которой составляют в основном подростки и очень молодые люди. Большинство «самоубийств» на страницах соцсетей — фейки.

Но это не значит, что «группы смерти» безопасны. По данным 2016 года, представленным на конференции, посвященной профилактике детского суицидального поведения, Казахстан занимает второе место в мире по количеству детских суицидов. Что же касается СМИ, распространяющих панику и сводящих причины детского суицида к переписке в соцсетях, то к ним возникает лишь один вопрос — стоит ли кликбейт той истерии, которую вы сеете в обществе?».

Аружан САИН – «Про игру для подростков, которую сейчас обсуждают» — «Зачем? Кому это выгодно??? У нас нет другого объяснения, кроме того, что есть люди, которым доставляет удовольствие, как садистам, иметь власть над другими людьми. А над детьми добиться этой власти значительно легче, чем над взрослыми. И это чувство власти, манипуляции, ощущения вершителей смерти, оно, наверное, намного сильнее, чем выгода, финансовая в том числе. Мы еще раз убедились, что наша позиция в отношении того, что наши дети не имеют аккаунтов в социальных сетях — это правильно. И что у них практически нет свободного времени, они много чем занимаются — это важно и тоже в качестве защиты от подобных глупостей – правильно».

Ботакоз КОПБАЕВА – ««Синий кит»: Под щитом или на щите» — «Допускаю, что немногие разделяют мою точку зрения, но считаю, что потерянные пенсионные деньги зло гораздо меньшее, чем потерянное поколение. Деньги всегда можно заработать, однако нельзя вернуть людей, добровольно расставшихся с жизнью из-за экономических проблем, нельзя вернуть «уплывших» в загробный мир вслед за «синими китами» подростков.

Сегодня наше общество снова расколото на два лагеря, одни паникуют и стараются уберечь своих детей от смертоносной игры, другие видят за этим искусственное нагнетание обстановки с целью ограничения доступа населения к соцсетям, которые стали реальной угрозой, а вернее реальным и весьма эффективным коммуникатором, способным объединить людей.

Безусловно, каждая из обнажающихся сегодня проблем, это не просто проблемы государства или общества, это проблемы каждой отдельно взятой семьи. Да, они на первый взгляд, экономические. Однако пристальное изучение их, как мне кажется, ярко свидетельствует о том, что во многих «ячейках общества» нет самого главного — доверия. Жены не доверяют мужьям, мужья — женам, родители — детям, дети — родителям. Как еще можно объяснить тот факт, что современные подростки идут на «виртуальный голос» вместо того, чтобы идти к собственным родителям? Какое объяснение найти суицидам взрослых, которые, устыдясь осуждения, накладывают на себя руки? Если бы люди находили понимание близких, если бы были уверены в их помощи и поддержке, вряд ли стали бы уходить из жизни по собственной воле».

«Распространение информации о "группах смерти" только усугубило ситуацию — Ассоциация родителей РК» — Об этом заявила президент Казахстанской ассоциации родителей Амина ЖОМАРТКЫЗЫ — «Мы поняли, что как таковых фактов самоубийств из-за этой игры "Синий кит" не было установлено. Мы обратились к родительской общественности. Родительская общественность очень напугана. Поэтому у нас было обращение: больше уделять своим детям внимания, проследить за всем этим. Сейчас очень важно для родителей знать, что дети в безопасности. СМИ привлекают внимание к игре и таким образом усугубляем всю эту картину».

«Суицидальные группы "ВКонтакте" заблокировали в Казахстане» — Речь идёт о скандально известных "группах смерти", которые скрывались под именами "Синий кит", "Хочу в игру", "Тихий дом", "Море китов", "Я в игре". 14 февраля Наурызбайский районный суд Алматы принял решение запретить на территории республики интернет-ресурсы, склоняющие детей к суициду.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.