Чем объясняется сильное сопротивление Болонской системе в Австрии и Германии?

По словам Вольфганга Фрювальда, бывшего президента германского Совета по научным исследованиям, «психологическое сопротивление этой реформе представляется огромным. Я знаю мало кого - а если честно, не знаю никого, – кто был бы вдохновлен переходом на бакалавриат и магистратуру

Издание Uniklu.ac.at опубликовало аналитический материал под названием «The Decline of an Academic Oligarchy: The Bologna Process and «Humboldt’s Last Warriors» — «Упадок академической олигархии: Болонский процесс и «последние воины Гумбольдта».

В предисловии к нему говорится так: «Чем объясняется сильное сопротивление Болонской системе в Австрии и Германии?».

Далее уже в самом материале излагается следующее: «По всей Европе представители студенчества выражали определенное недовольство Болонским процессом. К примеру, Европейский студенческий союз (European student union — ESU) высказывал критику в связи с тем, что он был в весьма незначительной мере допущен к процессу принятия решений. Но эта организация в целом не является противником Болонской философии. Беспокойство у ESU вызывает то, что во многих странах пока еще недостаточно серьезное внимание уделяется возможностям трудоустройства. А вот представители германского и австрийского студенчества принципиально отвергают Болонский процесс.

Они, в частности, выступают против самой концепции трудоустройства, которая, по их мнению, подчиняет университеты к требованиям рынка труда.

В 2009 году в Австрии и Германии в течение нескольких недель имели место масштабные студенческие протестные выступления. Основным объектом недовольства являлся Болонский процесс («Bologna burns» — «Болонья горит»). Настроения участников этих акций как нельзя лучше выражены лозунгом студенческих протестных митингов, который гласит: «В прежние времена я был поэтом и философом; а теперь я бакалавр».

Акция протеста европейских студентов: Болонский процесс похоронит национальное образование. Фото: svoboda.org

Другой популярный лозунг сопоставляет духовную сферу культуры с вульгарной сферой торговли; Бакалавр, конечно же, ассоциируется с вульгарностью: «лучше поэт и философ, чем банкир и бакалавр».

Многие вузовские преподаватели в Германии и Австрии — по крайней мере, те из них, кто активно участвуют в дискуссии о Болонье — присоединяются к выражаемой студентами критике.

По словам Вольфганга Фрювальда, бывшего президента германского Совета по научным исследованиям, «психологическое сопротивление этой реформе представляется огромным. Я знаю мало кого — а если честно, не знаю никого, – кто был бы вдохновлен переходом на бакалавриат и магистратуру (…) Реформы проталкиваются менеджерами высших учебных заведений, организациями высшего образования, а также политиками. Разрыв между теми, кто проектирует реформы, и профессорско-преподавательским составом, находящимся внизу, огромен» (газета Die Zeit, 17.01.2008 г.).

Оппоненты считают, что Болонская система привела к существенному ухудшению условий учебы. Они утверждают, что многие результаты реформы представляют собой полную противоположность первоначально поставленным целям. Такая критика касается нагрузки для обучающихся, академической мобильности студентов и трудоустройства бакалавров.

Болонский процесс вместо того, чтобы сделать нагрузку для студентов более прозрачным, увеличил такую нагрузку и, тем самым, интенсифицировал использование времени, отводимого студенту на учебу.

Новая система обучения вместо того, чтобы помочь студентам стать более мобильными, привела к снижению мобильности обучающихся.

Болонья вместо того, чтобы расширить возможности трудоустройства выпускников, внедрила новую степень, которая не принимается на рынке труда.

Одна из ключевых задач Болонского процесса состоит в улучшении возможностей трудоустройства для выпускников.

На данный момент статус степени бакалавра остается неопределенным, и работодатели воспринимают его довольно скептически. Вся ирония тут состоит в том, что, хотя ассоциации работодателей являются одними из самых активных сторонников новой системы учебы — поскольку они двумя руками за сокращение срока обучения, — отдельные работодатели по-прежнему отдают предпочтение степени магистра.

Не способствует преодолению этого скептицизма и то, что правительство, которое является одним из основных нанимателей вузовских выпускников в Австрии, подает плохой пример, не признавая степени бакалавра при рассмотрении кандидатов на занятие высоких должностей в государственной службе. Столь же контрпродуктивным выглядит то, что представители профессорско-преподавательского состава и студенчества зачастую принижают значение бакалаврской степени в публичных дебатах.

Он часто рассматривается как «промежуточная степень» на пути к получению степени магистра, а не как отдельная и самостоятельная степень. Такое пренебрежительное отношение со стороны значительной части академического сообщества действует как само по себе сбывающееся пророчество. Многие работодатели считают, что только магистр является «настоящей» университетской степенью. Студенты ведут себя соответствующим образом: огромное их большинство продолжает учебу в магистратуре с тем, чтобы дополнить степень бакалавра степенью магистра».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

https://telegram.me/zonakz