Проект Игоря Хена. О чем говорят казахи? Часть XIV

Известный казахстанский политик и общественный деятель Амиржан Косанов отвечает на вопросы, как Казахстану правильно выстроить молодежную политику и обеспечить молодых специалистов рабочими местами. Насколько серьезен сегодня разрыв между властью и народом, почему народ и власть в равной степени заинтересованы в проведении честных и открытых выборов и как пассивность общества порождает коррупционную химеру – на эти и другие темы рассуждает один немногих принципиальных оппонентов власти.

Ерлан Саиров: Сегодня гостем нашей передачи является известный политолог, общественный деятель Әміржан Қосанов. Әбеке, вы известный политолог, кроме того вы человек творческий. Вы пишете стихи, рассказы. Как с философской точки зрения вы оцениваете сегодняшнюю жизнь?

Амиржан Косанов: Вы, наверное, имеете ввиду общественную жизнь. У каждого человека есть своя личная жизнь, свой быт. Конечно, об этом можно говорить много, но это не соответствует статусу программы. Поскольку мы с вами работаем в общественной сфере, также и ваша передача занимается освещением внутренних и внешних ситуаций казахстанского общества, думаю надо дать оценку именно общественной жизни. На мой взгляд, одним из серьезных  недостатков жизни нашего общества, народа вообще, является несоответствие между состоянием общественной жизни и проводимой государством политики. Например, сюда можно отнести попытку власти определить и даже расписать нашу судьбу на 20-30 лет вперед, и.т.д.  А температура общества, вопросы и проблемы, волнующие общество, никак не могут найти свое место в государственной политике. Пути решения этого вопроса простые: любая власть должна приийти на свое место путем открытых и честных выборов…

Е.С.: Вы хотите сказать, что наше общество живет своей жизнью, а государство своей. 

А.К.: Не государство, а органы государственной власти, государственные органы, потому что мы все являемся частью государства, а это святое. Я имею ввиду власть, на сегодняшний день цели и планы власти одни, а у простого народа, общества,  интеллигенции цели другие. Ведь проблемы общества не ограничиваются только социальными и экономическими вопросами, у общества есть и другие потребности: духовные, идейные. К большому сожалению, все эти проблемы не находят отражения в официальной государственной политике. Если говорить о проблемах общества, можно перечислить еще 99 недостатков и порядка 10-ти преимуществ, но самая главная концептуальная проблема заключается в  упомянутом выше противоречии, это главный ключ, как ключ от чулана папы Карло в сказке «Буратино».

Е.С.: Понятно. Состояние общества, во-первых, зависит от его социального положения. На сегодняшний день в нашей стране дефицит социальных лифтов, неспособность казахской молодежи к социализации во взрослую жизнь приводят к многим нежелательным последствиям, таким как обособление от жизни общества, присоединение к ИГИЛ, и т.д. Скажите, какие меры нужно сегодня предпринять, чтобы сформировать социальные лифты?

А.К.: Когда мне было 28 лет, я был заместителем министра в Министерстве по делам молодежи туризма и спорта Республики Казахстан. Это был романтический период. Оставшиеся с Советского Союза социальные гарантии, какие-то остатки в определенной степени перешли в наш независимый Казахстан, а именно: прием на работу, квоты в предприятиях для молодых специалистов, очереди на жилье, вы все сами знаете. Именно в период перехода нашей страны из социалистической системы в капиталистическую, я работал в министерстве замминистра и во времена Тасмагамбетова и Айтимовой я отвечал за работу с молодежью. Поэтому я хорошо знаком с этими законами. По старым социалистическим законам руководитель предприятия получал директиву о том, что 10% рабочих мест должно сохраняться за молодыми специалистами, иначе он нарушал закон. Были такие требования. Но, к сожалению, все пребывали в некой эйфории от происходящего. Капиталистическая система основана на рыночной экономике,  механизмы управления рабочими местами сверху не подходили рыночной экономике и постепенно исчезли вообще и никто об этом не вспоминает. Я об этом много говорил, писал статьи, все оказалось бесполезно. Недавно в Парламенте была принята программа или законопроект  по молодежной политике, это сплошная вода, в ней нет никаких конкретных механизмов для реализации молодежью своих возможностей и своего потенциала. Это очень сложная проблема, особенно сейчас, во время кризиса, когда не хватает средств даже для защиты социально ограниченных и необеспеченных групп лиц. В этой связи возникают разговоры о том, что, дескать, с какой стати мы должны давать послабления здоровым и полным сил молодым людям. Какая бы это ни была сложная проблема, мы должны выносить это на обсуждение. С переходом на рыночные отношения мы вовсе забыли про сельскую молодежь. Это большой разговор. Я отмечу только две причины.  

Во-первых, на мой взгляд, виноваты сами молодые люди. У сельской молодежи, на самом деле, на сегодняшний день нет ни работы, ни средств на образование, иметь вахтовую работу на селе почитают за счастье. Это тоже неправильно, это тоже является социальным ограничением. У меня есть знакомые, которые считают большим достижением, когда их дети возвращаются домой с вахты с мизерной оплатой и измученные тяжелой работой. Я хочу сказать, что молодежь сама должна стать активной, я не призываю их в оппозицию, но ведь есть местные районные, областные, городские  маслихаты. Они могут объединиться и могут выйти даже на парламентские выборы, войти в партии и в партийные списки, показать себя, выйти на руководящие позиции, выступать по телевидению. Есть такая пословица: «Не плачущему младенцу не дают сиську», если они сами не будут бить во все колокола, никто и не будет принимать законы, защищающие их. Это первое. А во-вторых, на мой взгляд, власти легко, все решает рынок: мол, выживайте сами как можете. К примеру, в таких странах, как Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, где нет ни нефти, ни газа, ни природных ресурсов, можно было сказать: извините, ребята,  рынок, выживайте, кто как можете. Но у нас в национальном фонде лежат миллиарды, ежегодно в нашем бюджете не осваивается свыше миллиарда долларов. В нашей Конституции записано, что мы являемся социальным государством. Это очень унизительные и постыдные факты для нашей страны.

Е.С.: Какие нужно предпринять конкретные меры? 

А.К.: Из нашего национального фонда в целях спасения частных банков ежегодно выделяются порядка 6-7 миллиардов долларов, особенно  в годы кризиса в 2007 году и вот недавно, 5 лет спустя. Нужно сильное лобби вокруг парламента, либо вокруг власти, нужны лоббисты в хорошем смысле слова, которые бы нашли средства для молодежной политики. Например, ежегодно в Казахстане не осваивается порядка одного миллиарда долларов, давайте начнем с этого миллиарда и откроем на эти деньги рабочие места в сельских местностях, увеличим гранты на обучение, сделаем послабления для талантливой сельской молодежи. Это второе. А в-третьих, строительство социального жилья. Например, молодой журналист не является бизнесменом, он на свою зарплату не может приобрести  жилье, даже не сможет получить кредит и вносить ежемесяный платеж. Молодой учитель, молодой инженер должен быть обеспечен социальным жильем, будь то аренда, или с последующим выкупом, либо будет проживать временно по контракту. Я считаю, необходимо начать с этого неосвоенного миллиарда и внести в закон три положения: первое –это рабочие места на селе, второе – увеличение грантов на обучение, и третье – доступное социальное жилье. Если начнем хотя бы с этого, государство поймет, что можно для молодежи сделать реальную ощутимую помощь и содействие. Есть много и других форм…

Е.С.: Мы с вами говорили об этом, 13 лет назад Восточно-Казахстанскую область возглавлял Метте Виталий Леонидович. При нем мы приняли программу о сельской молодежи. С бюджета никаких средств не было выделено. Но с внутренних районных резервов, с резервов местных предприятий организовывались рабочие места, например, в Кокпектинском районе были открыты порядка ста рабочих мест для молодежи. Эту  практику стали перенимать и претворять в жизнь и другие районы. Тогда я пришел к выводу, что для решения этой проблемы в комплексе, конечно, средства нужны, но, на мой взгляд, выделения больших средств и не нужно. Думаю, это проблема отсутствия профессионального менеджмента местной власти. В этой связи, может быть, целесообразно собрать способных принимать решения районных акимов в Астане, либо в Алматы  и провести с ними обучающие семинары и тренинги на эту тему, с практической точки зрения. Как вы считаете?  

А.К.: Да, это одна из многих мер. Поскольку я работал в этой сфере и имел отношение к молодежной политике, я всегда стараюсь быть в курсе проводимых программ в этой сфере. И если взять с концептуальной точки зрения, то молодежная политика на сегодняшний день ограничивается какими-то программами и мероприятиями развлекательного характера, это КВН, какие-то состязания. Это тоже необходимо, молодежь должна реализовывать свой творческий и духовный потенциал, это тоже нужно. А материальная и социальная сторона вопроса умалчивается. К чему скрывать, большинство казахов проживает в сельской местности. Существует еще значительная идеологическая сторона этого вопроса. Кто проживает в аулах?

Е.С.: Казахи.

А.К.: В основном казахи. Мы все из аулов. Например, я из разъезда Сапақ Қызылординской области. У нас вообще не было русских. И везде так. Если мы на самом деле поднимаем все эти вопросы как национальные патриоты и сможем решить проблемы аула, мы решим проблемы казахов. И особенно важная тема — касательно ваших предложений. На мой взгляд, нужно организовать семинар или тренинг на тему: «Молодежная политика в нефтедобывающих странах». Нужно изменить законы. Как у нас происходит? Мы говорим о социальной модернизации, о социальном развитии. Большим препятствием и шлагбумом в этих вопросах является следующее. Какой бы закон ни хотел принять парламент, среди них озвучиваются сильнейшие идеи,   одного слова власти, например одной визы министра финансов о его несогласии, достаточно, чтобы закон не был принят. Это означает, что  полномочие избранного целым  народом и страной  конституционного органа не превышает в силе какого-то назначенного приказом на службу чиновника.  Поэтому, на мой взгляд, в органах государственной власти, особенно где решаются финансовые  и экономические вопросы, наряду с теми, кто закончил Кембридж, Оксфорд и Московские ВУЗы, пусть они на меня не обижаются, должны быть и специалисты – выходцы из аулов, которые не понаслышке знают, где в ауле находится отхожее место, откуда берется вода и как отапливаются помещения. Когда они увидят различные трансферы, субвенции, дотации, они поймут  и увидят причины различия положения сельской молодежи от положения городской молодежи.  Конечно, мы говорим с философской точки зрения, потому что по конституции мы все равны и мы не можем сказать: ты с аула и у тебя больше прав, а у тебя меньше прав, потому что ты из города. Но если в рамках внутренней политики мы сможем сделать это, то , думаю, какую-то часть  молодежной политики изменим.  И еще один вопрос – проблема кредитов. В то время поднимался это вопрос, о льготном кредитовании для молодежи. Но банки и слышать не хотят про низкие процентные ставки для молодежи. Почему бы не дать льготы молодым активным людям с хорошими бизнес-проектами. Думаю и власть, и президент, и государство   только выиграли бы от этого. В последнее время, в связи с событиями в Украине, когда некоторые Российские политики во всех СМИ откровенно кроят нашу территорию для себя,  мы часто говорим о национальном патриотизме. Поддержка молодежи и есть основа национального патриотизма. Как-то я в своей статье писал о приватизации земли и об олигархах. Если вдруг, не дай Бог, конечно, что-нибудь случится, молодой человек может сказать: а что я должен защищать, у меня нет ни земли, ни дома, ни счета в банке, даже работы нет, что я буду защищать? Поэтому, если мы решим материальные проблемы молодежи, я не говорю про всех, мы не можем быть здесь популистами, мы не можем обманывать, говоря, что решим проблемы абсолютно всей сельской молодежи, если сможем оказать реальную ощутимую  помощь умным, трудолюбивым и талантливым людям, не пьющим, без вредных привычек, думаю мы несколько продвинемся в работе воспитания национального патриотизма.

Е.С.: Вы подвели разговор к теме социальной справедливости. Справедливость на сегодняшний день является дефицитом и это мировая тенденция. Мы знаем, что 80% всего земного богатства сосредоточено в руках у 20% населения земли и наоборот. Скажите, какие механизмы в Казахстане помогут решить проблему справедливости?

А.К.: На мой взгляд это очень обширная проблема. Думаю, мне будет трудно охватить все аспекты этого вопроса в рамках этой студии. Но, хочу отметить, что самым певым путем решения социальных механизмов является законодательное решение. В нашей Конституции прописаны права и возможности граждан Казахстана. Это правильно, в них никто не сомневается. Но законы, которые должны были бы содействовать претворению в жизнь этих прав граждан, часто не соответствуют конституции и в ходе исполнения этих законов на сегодняшний день  процветает социальная несправедливость. Социальную справедливость мы должны начать с социально незащищенных слоев граждан. Несколько лет назад, когда граждане Греции вышли на улицы против жесткой политики Евросоюза,  по Евроньюс показали  старика, который заявил, что ему недостаточна пенсия в 800 евро. А наши аксакалы в аулах какую пенсию получают? Здесь мы должны учесть моральный аспект вопроса. Наше государство должно признать наших стариков в качестве преемников Казахской Советской Социалистической Республики. Сейчас предприимчивый человек может разбогатеть и стать миллионером, но тогда все получали одинаковую зарплату, все стояли в очередях за жильем, наши отцы потратили свои таланты и свой потенциал на благо государства, и теперь им выдают жалкую пенсия, на которую можно лишь два раза заправить бак легкового автомобиля бензином. Это несправедливо. С этого нужно начать. Если внук увидит, что его дед обеспечен хорошей пенсией, у него изменится отношение к государству. А у нас все наоборот,  казахский народ помогает власти. Казах рожает 7-8 детей, из них 2-3-ое выбиваются в люди и становятся успешными, все помогают младшенькому. Иногда наши старики даже не берут свои пенсии, они тратятся на игрушки и сладости внукам. Это наш менталитет. Это уже  решенный вопрос. Но ведь не везде так. Государство не должно уповать на благодатный характер народа и сидеть без дела. Первый механизм – это создать условия для инвалидов, сирот, вдов, здоровые люди, молодежь в том числе, должны стоять на втором-третьем эшалонах. Второй вопрос – социальная справедливость  ощущается  в каждодневной жизни. Например, сегодня повсеместно дают государственное жилье. Там столько коррупции, и на селе и в городах. И следующий вопрос: искоренить коррупцию, легализовать работу государственных органов и сделать еще более прозрачной. Это тоже приведет к социальной справедливости. Например, вы начали с районов, чтобы решения принимаемые районной администрацией были на 100% справедливыми, должен быть сильный маслихат…

Е.С.: И общественный контроль.  

А.К.: Да, и общественный контроль. Депутаты маслихатов должны вызывать районных акимов и их заместителей и требовать с них, нам нужны депутаты-политики. Но, к большому сожалению, местные сельские, городские маслихаты полностью находятся во власти районных акимов и исполнительных органов. Это тоже приводит к большой социальной несправедливости.

Е.С.: Әбеке, вы абсолютно правы, депутаты не имеют никаких прав. Но здесь хочу заострить внимание вот на каком вопросе. Народ обвиняет в этом центральную власть. Но  сами депутаты ведь могут объединиться и забрать свои права. Но они этого не делают. На мой взгляд, в Казахстане существует некая гражданская апатия, некая безнадежность. Это тоже большая социальная проблема. Как можно решить эту проблему? Сельские, городские и областные маслихаты должны сами взять под контроль все местные социальные проблемы. И они имеют на это все права и основания, это все законодательно прописано. Но на деле они ничего не могут сделать. Как вы думаете, в чем причин, корень этой проблемы?

А.К.: Отмечу две причины. Первое – это приход этих депутатов в маслихаты. Как у нас проходят выборы? Кто у нас решает, кому стать депутатом местного маслихата? Решает исполнительная власть, аким решает. Если вы сейчас, как житель Алматы, как независимая личность, как  гражданин, которого волнуют злободневные проблемы общества, попробуете выдвинуть свою кандидатуру на выборах, не пройдете. Потому что со стороны администрации будет жесткий контроль, постараются вас оклеветать и опорочить, против вас выставят другого кандидата и, самое главное, в избирательных комиссиях будут сидеть люди акима. Вот в чем проблема и здесь скорее не аппатия, а скорее принцип: «не трогай меня и я тебя тоже не трону». У нас общественно-активную энергию не воспринимают в позитивном смысле. Дело не в Есимове или в Джаксыбекове. Если выскажешь свое мнение по решению какой либо тревожной городской проблемы, ты обязательно становишься врагом, оппозиционером. Если ты бизнесмен, к тебе нагрянет налоговый комитет, если ты политик, с тобой будут иметь дело прокуроры, у нас сформирована такая практика. На мой взгляд. Нужно, начиная с президента, президент ведь политическая фигура, премьер занимается чисто экономическими вопросами, так вот, начинать нужно с президента, с него возьмут пример акимы. Власть должна научиться воспринимать человека как друга государства, а не как его врага. Они в рамках района, области, города,или страны должны выносить на обсуждение волнующую проблему, ни в коем случае не на уровне сплетен, а в виде статей, каких-то передач, и, таким образом, найти приемлемые пути решения. Если такая практика сформируется в Астане, то это будет и в аулах. Потому что у нас каждый аким свой ежедневный быт сопоставляет с верхами. Вы сами работали на государственной службе и знаете. Здесь скорее не апатия. Активность есть, это законы общества, но есть ограничения. Многе люди, критиковавшие власть, сейчас сидят в тюрьмах, некоторые были вынуждены убежать за границу, у иных отобрали бизнес, уволили с работы, понизили в должности, на некоторых сильных чиновников завели уголовное дело и посадили. Это все перед нашими глазами. Отсюда и принцип: «не трогай меня и я тебя тоже не трону. Зачем мне проблемы, у меня дети, сын работает в Астане, сноха в министерстве, племянник растет» и т.д. Сформирована такая психология. Если мы не нарушим эту традицию, положение не изменится. Такое положение дел подходит корумпированным акимам,которым наплевать на социальную справедливость, им это по душе. Им нужен спокойный район, тихий маслихат, который с рукоплесканием будет принимать любой, угодный акиму бюджет. Поэтому, здесь лежит большое противоречие между интересами общества и интресами акима и его команды, пришедшими на это место на 3-4 года.

Е.С.: Вообще, какую бы мы страну не взяли, в любой стране общество всегда опережает власть. Это закономерное явление. Власть всегда эгоистична, она всегда будет стараться исполнить свою волю.

А.К.: Это своего рода корпорация и у них есть свои интересы.

Е.С.: Верно. Как можно системно решить проблему этого противоречия в Казахстане?

А.К.: Путей много. Но есть одно главное и мощное решение: справедливые и честные выборы. Если же власть, любая власть — президент; либо правительство, которое приходит через парламентские выборы; партии и личности, которые приходят в парламент через выборы; депутаты областных и городских маслихатов, которые хотят стать депутатами парламента — будет доподлинно знать что их будет выбирать не аким и его исполнительная власть, а жители его района, тогда тот депутат, тот аким, тот руководитель партии и даже тот президент будет встречаться с жителями своей местности.

Е.С.: Вы говорите о политическом факторе, но ведь общество может решать многие социальные и духовные проблемы. 

А.К.: Нет, нет. Я закончу свою мысль. Если любая фигура, или организация, достигшая власти, поймет, что их судьба зависит от решения простого избирателя, тогда они решат все его и экономические, и социальные, и духовные проблемы. Нам нужны механизмы. У нас сейчас нет таких механизмов. Вы не думайте, что я политизирую вопрос, может я много говорю об этом, вы хотели узнать ключи решения проблемы, ключи в этом. Мы сказали, что власть – это корпорация, и эта корпорация знает, что если она не понравится обществу, не будет удовлетворять его запросам, не будет решать проблемы, волнующие общество, через 4-5 лет она не будет вновь избрана. Если мы сможем оживить эту связь, не скажу – все, но  думаю многие, проблемы решатся. 

Е.С.: Спасибо вам большое. Очень содержательная получилась беседа. Было высказано множество замечательных идей. Надеемся, что эти идеи дойдут до слуха людей, принимающих решение.  Гостем нашей студии сегодня был известный политолог, общественный деятель Әміржан Қосанов.

А.К.: Вам тоже спасибо. Этот новый проект, ваше начинание на сайте Зона КЗ в обществе восприняли очень позитивно, хорошие мнения и отзывы. Вчера на Фейсбуке в газете «Дала мен қала» прочитал некоторые отзывы о вашем проекте. Была и критика, не без этого. Я оставил свой комментарий о том, что нам необходима такая передача, через такие передачи взгляды казахов должны быть известны и русскоязычной аудитории. Желаю больших успехов в вашей работе. Всегда можете расчитывать на мою помощь.

Е.С.: Спасибо. До встречи.