Работа официального духовенства в Казахстане не способствует дерадикализации экстремистов

Астана. 1 марта. КазТАГ – Работа официального духовенства в Казахстане не способствует дерадикализации экстремистов, считает директор Центра противодействия религиозному экстремизму при университете «Нур Мубарак» Аскар Сабдин.

«Главная тенденция, которая наблюдается среди низов, среди верующих – это нарастающий кризис доверия к официальным субъектам религиозной сферы», — заявил он, выступая на коллегии министерства информации и общественного развития в пятницу.

Сабдин подчеркнул, что «каждый раз, общаясь с радикалами, террористами, экстремистами, приходится выслушивать их критику в адрес системных религиозных деятелей, системных субъектов религиозной сферы».

«Это касается некомпетентности в религиозных вопросах, в отсутствии коммуникационных навыков, в неумении вести диалог с этими общинами и налаживать мосты. Вместо этого со стороны системных субъектов религиозной сферы наблюдается «синдром начальника», окаменелость, камуфлирование проблем, вместо их решения, отсутствие открытости и прозрачности перед обществом», — объяснил он.

По мнению эксперта, «кризис доверия проявляется в неснижающимся количестве последователей радикальных течений, а также неснижающимся количестве осужденных по статьям экстремистского характера, и это несмотря на то, что все лидеры этих течений осуждены и деактивированы».

«В силу низкого уровня религиозной грамотности и неспособности к конкуренции продолжается духовная колонизация наших местных верующих со стороны различных закамуфлированных джамалатов, радикальных течений, которые враждебно относятся к нашей идентичности, нашему национальному коду», — констатировал ученый.

Также к негативным тенденциям в религиозной сфере можно отнести «участившиеся проявления коррупции, поляризации среди верующих, конфликты и борьбу за религиозные статусы, когда деятель не производит контент, не дает результаты, а вместо этого через пиар-инструменты актуализирует лишь свое личное Я».

По мнению Сабдина, самой важной мерой в решении проблем должна стать «ставка на развитие человеческого ресурса в религиозной сфере».

«К сожалению, наша умма, если говорить об исламском сегменте, увлечена строительством различных зданий, сооружений, но при этом игнорируется человеческий капитал, это лидеры мнений. У нас кризис лидеров мнений, которые не всегда могут скорректировать поведение верующих общин, не всегда дать правильную альтернативную интерпретацию», — считает эксперт.

Он также убежден в необходимости совершенствования работы программ по дерадикализации.

«К сожалению, процесс дерадикализации импровизированный. Каждый специалист – теологи, психолог и педагог – пытается воздействовать на радикалов своими методиками, личностными способностями. Поэтому вот этот момент, процесс не стандартизирован и наша просьба касается того, чтобы оказать содействие в стандартизации дерадикализационных международных программ», — отметил он.

При этом эксперт констатировал, что сегодня «у нас очень много членов информационно-разъяснительных групп, людей которые не имеют представления о религии, но пытаются вести дискуссии на религиозные темы». По его мнению, это «дает обратный эффект — человек вместо того, чтобы дерадикализироваться, убеждается в своей правоте, что его убеждения являются истинными».

«Отсутствие критериев субъектов, тех людей, которые могут работать с радикалами, привели к таким событиям. Завозились имамы из Кабула, Каира, которые еще больше радикализировали верующих», — подчеркнул ученый.

При этом он обратил внимание на то, что «в силу отдаления от печальных событий 2016 года мы наблюдаем, что занижается значимость религиозной составляющей имеющихся угроз».

«Как специалист, который еженедельно встречается с радикалами, с террористами и экстремистами, хочу сказать, что вирус радикализма у нас имеется. Очень большое число людей болеет вирусами религиозного радикализма. Я считаю, нельзя ослаблять бдительность в этой сфере», — заключил он.