Алматы. 29 ноября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Голосование Казахстана в совете безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) – логичный, последовательный и конструктивный выбор партнера, считает директор Института современного государственного развития (Россия) Дмитрий Солонников.
«Это действительно логичный, последовательный и конструктивный выбор партнера в нынешних мировых дискуссиях», — прокомментировал Д. Солонников для КазТАГ сообщение о том, что Казахстан поддержал повестку Москвы в совбезе ООН о нарушении украинскими военно-морскими силами (ВМС) российской границы.
По его мнению, оценивать ситуацию с развитием конфликта вокруг инцидента в Керченском проливе можно и нужно в совокупности со всеми данными о произошедшем и всеми политическими шагами во время, и после самого события.
«Итак, во-первых, сам инцидент. При прохождении Керченского пролива действует установленный режим прохода кораблей, известный и международным судовым компаниям, и Украине. До последнего времени все им пользовались, и проблем это не вызывало. В рассматриваемой ситуации украинские военные корабли решили не использовать действующие процедуры, а попробовать вариант, существовавший до 2014 года. В нынешних условиях и юридически, и формально военные корабли Украины являлись нарушителями государственной границы России, так как вторглись в территориальные воды суверенного государства, не получив на это разрешения. Войдя в территориальные воды, корабли были приведены в боевую готовность, расчехлили орудия, подняли их стволы на угол для начала стрельбы. На попытки пограничников установить радиосвязь команды кораблей отвечали молчанием. То есть налицо явная развернутая боевая операция. На подобные провокации не только можно, но и нужно реагировать. Вряд ли Казахстан хотел бы видеть нечто подобное в своих территориальных водах, и неважно от кого», — предположил эксперт.
Во-вторых, подчеркнул он, сами украинские моряки на допросе в Керчи показали, что шли на провокацию, и делали это осознанно.
«К тому же на кораблях было обнаружено готовое к бою стрелковое оружие, а также сотрудники СБУ (Служба безопасности Украины – КазТАГ), никак к флотским командам не относящиеся. То есть сам факт заранее спланированной провокационной акции подтвержден ее непосредственными исполнителями», — отметил Д. Солонников.
И это тоже могут и должны, уверен он, учитывать члены международного сообщества.
«И в-третьих, данная провокация не могла быть организована украинскими властями без согласования с их зарубежными покровителями. Собственно, именно они и выступили в защиту своих подопечных, что заранее и было срежиссировано. И тут мы видим четкий раздел стран. С одной стороны – Россия, Китай и их союзники, с другой стороны – США и зависимые от них страны. Было бы странно, если бы Казахстан в данном случае принял бы иную сторону, чем та, за которую выступили его представители в совбезе ООН», — подчеркнул эксперт.
На вопрос, как отнесется к позиции Казахстана Запад, и не втягивается ли тем самым официальная Астана в конфликт между Россией и Украиной, Д. Солонников ответил, что Казахстан связывает с Россией целый ряд проектов, договоров и совместная работа в международных организациях.
«Казахстан и Россия входят в ЕАЭС (Евразийский экономический союз – КазТАГ) и ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности – КазТАГ), что подразумевает тесные союзнические отношения как в экономике, так и в вопросах обороны и поддержания суверенитета. Вместе с Китаем три страны играют ведущую роль в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества – КазТАГ), что также определяет место данных государств на геополитической шахматной доске», — констатировал эксперт.
Он считает, что Вашингтон хотел бы видеть Астану в качестве собственного сателлита и иметь возможность размещать в прикаспийских портах свои военные корабли, диктовать свои условия в нефтегазовой сфере, определять направления внешней политики.
«Но сейчас это не так. Власти Казахстана последовательно противостоят давлению с другой части земного шара», — предположил Д. Солонников.
По его мнению, провокация (поход трех украинских военных кораблей – КазТАГ) была организована, прежде всего, ради сохранения президентского кресла за Петром Порошенко.
«Почти гарантированно выборы 31 марта (2019 года – КазТАГ) он проигрывает, а значит, единственный шанс сохранить власть – это их отмена. И тут введение военного положения через организацию провокации боевыми кораблями, представляется как очень позитивный сценарий, чуть ли не единственный спасительный. В это и играл нынешний официальный Киев», — подчеркнул эксперт.
Напомним, в ночь на 26 ноября федеральная служба безопасности (ФСБ) России заявила о задержании трех кораблей военно-морских сил (ВМС) Украины, направлявшиеся из Одессы в Мариуполь. В ФСБ РФ сообщали, что корабли ВМС Украины «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» нарушили государственную границу России, не отвечали на требования пограничников, совершали опасные маневры. В результате по ним был открыт огонь, были ранены трое военнослужащих вооруженных сил Украины. Позднее в ФСБ сообщили, что задержанные корабли направлены в порт Керчи.
В свою очередь, по данным ВМС Украины, ФСБ России захватила в Керченском проливе три украинских корабля, в результате чего были ранены шесть украинских военнослужащих.
Также 27 ноября сообщалось, что Верховная Рада утвердила указ президента Украины Петра Порошенко о введении военного положения с 28 ноября. Оно продлится 30 дней, то есть до 27 декабря. Также Рада согласовала назначение выборов президента Украины на 31 марта 2019 года.