Астана. 26 июля. КазТАГ – Национальный фонд Казахстана через трансферты годами тратили в высококоррумпированных сферах, сообщил политолог Газиз Абишев.
«Председатель счетного комитета Наталья Годунова в июне заявила, что Национальный фонд с 2015 года находится в активной фазе потребления. Но как было до 2015 года? Правильно ли государство распоряжалось сверхдоходами в жирные годы? Нацфонд был создан указом президента Назарбаева в августе 2000 года. Накопления в нем составляли сначала сотни миллионов долларов, затем миллиарды, а затем и десятки миллиардов. Точную статистику назвать сложно – вопрос в том, в какой валюте считать, тенге или долларах (колебания курса), и чью информацию использовать, Нацбанка или правительства (расхождение в методиках) – но если примерно обобщить данные в СМИ за разные годы, то получится, что с 2000 по 2015 год в Национальный фонд было перечислено что-то около $150 млрд. Однако, по состоянию на январь 2016 года активы Нацфонда составили $64 млрд. Заметное такое расхождение, не так ли – поступившие $150 млрд и оставшиеся $64 млрд», — написал Абишев на своей странице в социальной сети.
Он задается вопросом, «куда за 15 лет делись $86 млрд в условиях гениального стратегического и оперативного менеджмента, о котором так много говорилось и который успешно конвертировался в политический капитал для чиновников?»
«Три четверти «исчезнувшего» по сути было потрачено на покрытие дефицита государственного бюджета. Другими словами, правительство за правительством отчитывалось о повышении бюджетной дисциплины, изыскании новых источников доходов, сокращении ненужных расходов, при этом ежегодно запускало руки в Нацфонд и закрывало дыры миллиардами отложенных на черный день долларов. Понятно, что кризис 2008 года – сам по себе «черный день». Но выходили ли из него, искусно маневрируя, или же – топорно залили все деньгами Нацфонда, не считаясь с потерями? Это большой вопрос. Деньги Нацфонда через гарантированные трансферты в бюджет шли в высококоррумпированные сферы экономики (каковыми уже тогда являлись большинство сфер), «осваивались» и выводились из страны», — отметил политолог.
По мнению эксперта, требует дополнительного исследования, кто и как принимал решения, приведшие к столь масштабному проеданию фонда будущих поколений.
«Куда девались оставшиеся $20 млрд? Знамо куда. На них приобретались ценные бумаги квазигосударственного сектора (в первую очередь, «Самрук-Казыны»). Который так и не показал никакого существенного прорыва, выплатив при этом кучу бонусов руководству и еще больше денег аффилированным с топ-менеджментом поставщикам. Кроме того, на эти деньги спасались частные банки, и прочие капиталоемкие коммерческие проекты, вроде долевого строительства, развития МСБ и прочего. Очевидно, что еще до вхождения в «активную фазу потребления» Нацфонд активно проедался, просто этого было не так заметно на фоне благоприятной конъюнктуры на рынках товаров казахстанского экспорта», — добавил эксперт.
И это, отметил он, «стало заметно, как только нефтяные цены пошли вниз».
«К примеру, на борьбу с мировым финансовым кризисом 2008-2009 Казахстан выделил $10 млрд. Однако деньги исчезли в неизвестном направлении. Это вообще очень важная тема ценой в десятки миллиардов долларов, в которой нужно разобраться. Не только государственным чиновникам (хотя и им тоже, и не в последнюю очередь), но и всему обществу», — добавил Абишев.