Булат Абилов – “инородное тело в структуре власти”

На минувшей неделе состоялись три события, которые осветили практически все газеты страны. Это – бой на звание чемпиона мира среди боксеров-профессионалов в первом тяжелом весе по версии IBF между Василием Жировым и Алексом Гонзалесом, первое в истории суверенного Казахстана всеармейское совещание офицерского корпуса и 60-летие первой леди. Все прочие события — заседания палат парламента и правительства оказались отодвинутыми на задний план.


И это не случайно. Если победа обладателя кубка Вэла Баркера, нашего земляка Василия Жирова не вызывала никаких сомнений, то сам факт проведения боя за звание чемпиона мира среди профессионалов в Казахстане вызывает уважение к нашей федерации бокса, вице-президенту Международной федерации бокса Бекету Махмудову, сумевшему убедить, что Казахстану под силам проведение такого поединка. Первый блин комом не вышел. Об этом свидетельствует и более чем убедительная победа нашего супербоксера, и аншлаги во Дворце спорта, где проводился бой (несмотря на высокие цены входных билетов), и присутствие главы государства и других высокопоставленных чиновников. Победа Жирова, пообещавшего положить к ногам казахстанцев весь мир в боксе, не просто поднимает престиж страны, но и воодушевляет сотни ребятишек, которые, возможно, захотят прославить себя в спорте, искусстве. Об этом, кстати, сказал и президент страны в своем поздравительном слове.


У суверенного государства должна быть мощная армия, оснащенная по последнему слову техники и обладающая боевым духом. Последнего не может быть без исторической памяти. Мы же, по утверждению великого Пушкина (кстати, 10 февраля исполнилось 164 года со дня его гибели), “ленивы и не любопытны”. А потому исторической памятью не обременены. Между тем, как говорил Александр Сергеевич, “Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие”. Да, современные реалии диктуют иную тактику боевых действий, но это вовсе не значит, что мы должны отказываться от того, что было. И поэтому первое всеармейское совещание офицеров наталкивает на мысль, что и Казахстан наконец-то не просто повернется лицом к нуждам Вооруженных сил, начнет платить достойное жалование офицерам, обустроит быт солдат, обеспечит обмундированием и высококлассной техникой, но и займется возрождением боевого духа солдат. К этому уже приступили в России.



Любовь к отеческим гробам



Деловая неделя” подняла архиважную тему, которая у нас обыкновенно замалчивается, ибо “Одним из забвений нашего народа, вернее сказать, образующего этноса – казахов, стал прах героев прошлого”. По мнению газеты, “наш народ не до конца расплатился со своим прошлым, его героями”. Советское “никто не забыт, ничто не забыто”, увы, было отринуто нами с первых дней получения независимости. Впрочем, и в советские времена многое замалчивалось. В результате “белые пятна” истории сегодня заполняются очередными мифами, которые валом создают отечественные борзописцы, вытаскивая на свет неизвестных служителям архивов лиц. Между тем, “любовь к отеческим гробам” была и остается одним из самых ценных свойств человечества. Если нет этого, то нет и Человека – истина, не требующая доказательств. Но мы об этом в “суете наших будничных дел и забот” стали, к сожалению, забывать. Вот об этом и пытаются напомнить авторы очередного Editorials в “Деловой неделе”. Журналисты ссылаются на публикацию в “Известиях” о прошении аварского народа передать Дагестану останков знаменитого абрека Хаджи-Мурата (о нем написал свою знаменитую повесть Лев Толстой). Голова знаменитого абрека сегодня находится в Кунсткамере. Череп предводителя аварского народа, как пишет газета, уже исключен из музейного фонда, и это – показатель того, что Россия по-новому строит свои отношения внутри Федерации, уважительно относясь к прошлому всех народов. Но в том же музее находится и голова последнего казахского хана Кенесары. Почему бы и нам не обратиться к российскому руководству с просьбой о возврате, тем более что данный экспонат не представляет собой материальной ценности.


Возвращение головы хана Кенесары вовсе не означает, что мы пытаемся как-то противопоставить казахов гражданам другой национальности. Вовсе нет. Речь идет о другом: об уроках истории, о том, что каким бы ни было наше прошлое, мы должны с уважением к нашим предкам и с трепетом к их праху. Ибо только так можно остаться человеком. Сегодня, в год десятилетия нашей независимости, нам как никогда нужно вспомнить все уроки истории, с тем чтобы не повторять ошибок.



На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы…



Панорама”, как всегда, поместила на своих страницах подробные описания событий прошедшей недели. Но среди всех материалов стоит выделить интервью Екатерины Латыповой с директором Института космических исследований Минобразования и науки Умирзаком Султангазиным. Прежде всего потому, что в новом столетии Казахстан может встать в строй цивилизованных государств не потому, что имеет в своих недрах всю таблицу Менделеева, а своими достижениями в области исследований космоса. Не все знают о том, что еще в советские времена под началом доктора физико-математических наук, академика Султангазина Казахстан участвовал в исследованиях Земли из космоса и имеет немало достижений в этом. Так, институт занимается уже 10 лет дистанционным зондированием Земли, и та информация, которая собрана учеными, используется для решения экономических и экологических исследований. Но сегодня институт не может самостоятельно выжить, потому что не в состоянии самостоятельно обновлять оборудование станции приема и обработки информации. А оно требует постоянного обновления для более точной информации. Из института уходят квалифицированные сотрудники, прошедшие обучение за рубежом. Но их переманивают в коммерческие структуры высокими окладами. Между тем, аналогов такой станции, по словам Умурзака Махмутовича, в Центральной Азии нет.


Останутся ли в XXI веке “на пыльных тропинках далеких планет” следы казахстанцев – зависит от отношения государства к науке, ученым. Можно ведь хотя бы часть денег, получаемых от аренды Байконура, передать Институту космических исследований, ибо та информация, которую получают ученые, необходима буквально во всех областях жизни нашего общества.



“Ноль себе как политику”



Деловое обозрение Республика” вновь продолжает тему, потихоньку набивающую оскомину, — “Рыжий” Чубайс. Несомненно, в публикациях газеты есть доля правды, но, судя по тону и стилю статей, больше присутствует отработка чьего-то заказа. Ангажированность публикаций бросается в глаза с первых же строк. Впрочем, это дело газеты, кого и как лоббировать либо “давить”. Важно другое – цели не достигается, ибо чрезмерно фамильярный тон (“Рыжий” — подзаголовок одной из предыдущих публикаций) и акцент на некоторых деталях поневоле наводят на мысль о выполнении заказа.


Фишка издания — объемные интервью с казахстанскими политиками, депутатами, министрами. На сей раз на вопросы газеты отвечает депутат мажилиса Булат Абилов. К этому парламентарию можно относиться по-разному, но безусловно то, что он является одним из самых ярких представителей отечественного бизнеса, представленных в высшем законодательном органе. В последнее время он выступает с инициативами, которые не всегда всем нравятся, ибо затрагивают болевые точки нашего общества. Независимость суждений и непоказной патриотизм, непосредственность в манерах – то, что делает Абилова симпатичным публике. Вот и в интервью эти качества проявились в полной мере. По мнению депутата, за все время независимости он бы поставил исполнительной и законодательной ветвям власти двойку” за работу, а себе как политику – “ноль”. Не каждый осмелится на такую публичную оценку самому себе. В интервью содержится много подобных суждений. Наверное, кому-то покажется это наносным, амбициозным, хотя сам Булат Абилов утверждает, что у него таких амбиций” нет. Интересно то, что самого себя депутат назвал “инородным телом для исполнительной власти”.



Вот когда я был посредником…



Великолепную заметку опубликовало “Новое поколение”. Журналисты анализируют недавнее явление народу некоего Александра Петренко (известного под делу о МиГах и отпущенного на волю по амнистии), который одно время даже числился на службе в администрации главы государства. Не так давно сей господин “засветился” на одном из телеканалов южной столицы. “Господин Петренко сетует, глубокомысленно потирая лоб, на то, что сейчас у нас идет целенаправленное вытеснение Казахстана с рынка оружия”, — замечает автор публикации и дальше весьма иронично описывает весь монолог г-на Петренко, состоящего из того, что, дескать, раньше в Казахстане были люди, к которым на Западе прислушивались и при них торговля оружием шла без сучка и задоринки. К таковым он скромно относит себя самого и покойного Талгата Ибраева. Однако сейчас их вытеснили “некие темные силы”, и в результате у нас то и дело случаются скандалы на международной арене, связанные с продажей вооружений. “Интервьюер предпочитает, однако, не вспоминать, что именно его непосредственное участие по делу о МиГах ранее связывали с международным скандалом, а Казахстан, благодаря его же деятельности, входит в неприглядный список стран, которые продают оружие в “горячие точки”. И еще одна цитата: “Прелюбопытно, что столь солидный профессионал… так и не добился собственной реабилитации, хотя при его финансах (вспомним, что при обыске в его сейфе были найдены солидные суммы, происхождение которых он так и не смог объяснить) и хоть сколько-нибудь серьезных оправдательных документах он явно мог бы себе это позволить”.


В заключение автор публикации Сергей Обломов подводит к мысли, что назначение генеральным директором “Казспецэспорта” Максата Наурызбаева “возможно, многих не устраивает. По моему же мнению, легче научить учителя-физика и бизнесмена торговать оружием, чем военных – отказаться от местечково-ведомственного братства и собственной корысти и действовать по закону”.



Если я люблю, любят и меня



На минувшей неделе исполнилось 60 лет первой леди страны – Саре Назарбаевой. Это событие практически все газеты отметили одинаково, поместив интервью с супругой президента. В интервью же содержались одни и те сведения, хотя Сара Алпысовна могла бы рассказать немало интересного и о своей семейной жизни, и о своих встречах, и о людях, которые когда-то помогли чете Назарбаевых устояться. Увы, имиджмейкеры первой леди не умеют формировать мнение общественности о верной спутнице нашего президента и потому интервью получились трафаретными. А попытка г-жи Доцук, взявшей интервью для казахстанских страничек “Известий”, выглядеть якобы объективной еще больше усугубляет это впечатление.



Одной левой…



Василий Жиров – вот кто герой минувшей недели. Парень из Балхаша продемонстрировал всему миру, как надо отстаивать честь своей Родины. Одних разочаровал столь быстрый финал его поединка за звание чемпиона мира по версии IBF с Алексом Гонзалесом. Но ведь дело в том, что Василий на профессиональном ринге не знает поражений. 24 боя он закончил нокаутом, причем в первых же раундах. А уж выступая впервые перед соотечественниками на профессиональном ринге, испытывая огромное волнение от того, что на него смотрят миллионы казахстанцев, мог ли он поступить иначе, как не победив в первом же раунде. О бое Жирова написали все газеты, но лучше всех об этом рассказали “Казахстанская правда” и “Экспресс К”. Репортаж Сергея Туника во втором издании вообще можно назвать образцом оперативности журналиста и мастерства. Потому что в “нескольких строчках” он отразил все проблемы, связанные как со спортом, так и с воспитанием казахстанского патриотизма. К слову, “Экспресс К” на минувшей неделе вновь продемонстрировали свои самые лучшие качества – оперативность, мобильность, последовательность, глубину поднимаемых тем. Только здесь откликнулись своевременно на первое всеармейское совещание офицерского корпуса, поместив интервью с министром обороны Сатом Токпакбаевым. Только здесь подняли тему искусственно создаваемых звезд эстрады – зарисовка о праздновании дня рождения Рахата Турлыханова точно отражает ситуацию в республике с нашей эстрадой. Хотя нельзя отрицать определенного обаяния у Рахата. И только здесь поместили интервью с поэтом Мухтаром Шахановым, которое на первый взгляд кажется поверхностным, а на самом деле поэт говорит об очень глубоких вещах.