На днях случилось наблюдать любопытную картину: к газетному прилавку подошел человек в полицейской форме и спросил почему-то “политическое”, а не “деловое”, как называется газета, “Обозрение “Республика”. Продавец небрежно бросил, что такой газеты нет и здесь ее вообще не продают. “Поклонник” “политического обозрения” ушел восвояси.
— Ага, так я тебе и сказал! — заговорщически подмигнув мне, заявил продавец.
— Что, запрещают продавать?
— Да нас за нее штрафуют!
— Полиция?
— Ходят по-разному: когда в милицейской форме, когда в штатском. Но их сразу видно, потому что они держатся по-другому. Штрафуют, но я не попадался ни разу, потому что всех своих покупателей знаю в лицо, особенно тех, кто берет “СолДАТ” и “Республику”. А этих сразу видно…
Мы побывали в разных точках, торгующих газетами, и везде слышали одно и то же:
— У нас взяли подписку предупредили, чтобы не брали “Республику”.
— К нам приходили из финансовой полиции. Объяснительную писали: почему продавали эту газету. Нас спрашивали, есть ли эта газета, почему продаем — она запрещена, не имеете права продавать. Например, “Доживем до понедельника” в глаза не видели, но когда они спросили, как мы думаем, нужна ли эта газета, мы сказали: “А как же? Лучше людям газету прочитать, чем сплетни слушать!” Мы можем их потихонечку продавать, чтоб никто не знал, но в открытую — нет. Уже время такое, что люди говорят что-то — и оглядываются… К чему мы вернулись!
— Приходил участковый. Составил акт, описал газеты, сколько есть, и положил. “Не хочу — говорит, — с этим связываться”. А люди спрашивают газету, не смотря ни на что.
— Мне сказал хозяин учреждения, где я арендую площадь: “Не хочешь потерять место — чтоб газет этих здесь не было!”
За комментариями мы обратились в три ведомства: УВД Павлодарской области (поскольку в рассказах продавцов фигурируют участковые и люди в полицейской форме), департамент финансовой полиции Павлодарской области (в некоторых местах проверяющие представлялись сотрудниками финансовой полиции) и управление информации и общественного согласия Павлодарской области,
Тынышбек Жунусов, сотрудник финансовой полиции, отвечающий за связи с общественностью:
— Никакого указания по этим газетам из вышестоящих инстанций не было. Все наши проверки проходят на основании предписаний, которые мы регистрируем в прокуратуре. Я старый сотрудник УВД и, сколько работаю, таких указаний не получал никогда. Если бы вы назвали фамилию сотрудника, я бы мог, по крайней мере, разобраться.
— Не слышали ни о чем таком, — вторит ему сотрудник пресс-центра УВД Алмагуль Шибаева. — Если вы говорите, что приходил участковый, то это по линии управления общественной безопасности. Но управление продавать эти газеты не запрещало. По крайней мере, назвали бы фамилию участкового, тогда хоть в чем-то можно было бы разобраться.
— Это не наша газета, — поясняет нам г-жа Анафина, начальник отдела мониторинга средств массовой информации управления информации и общественного согласия. — Мы несем ответственность только за те средства массовой информации, что поставлены на учет на территории нашей области. А республиканские — за них мы ответственности не несем. Если кто-то запрещает ее продавать, это нужно обращаться в правоохранительные органы, у них, наверное, есть какие-то полномочия или задания. Со своей стороны мы никаких указаний насчет санкций — штрафных или каких-то еще — не получали. У нас никаких приказаний не было на этот счет.
— Следовательно, министерство информации не усматривает в этих изданиях “опасности” для общества?
— Вы же грамотный человек, и по телевизору, и по радио слышали выступления министра информации, и он там ясно дал понять, что министерство информации ни в ком не видит врагов.
Начальник управления информации и общественного согласия Павлодарской области Николай Чудовский:
— Мы ведем контроль за выполнением Закона о средствах массовой информации, за теми СМИ, что издаются на территории нашей области. Смотрим, нет ли разжигания межнациональной розни, призывов к свержению конституционного строя. Мы не занимаемся вопросами распространения. Мы только отслеживаем, какой тираж указан в выходных данных, где печатается газета. Если все это нормально — печатайте на здоровье. А насчет изданий, о которых вы говорите, было или не было поручения, я не знаю. Но, наверное, было какое-то поручение. Я знаю, что они были закрыты по решению суда. Скорее всего, поэтому их и изымают. О республиканской прессе сложно говорить, потому что они у нас не выпускаются, и мы их не контролируем. А последние издания — “Республика в огне”, “Республика” еще в чем-то — то есть нет таких изданий! И даже написано “не средство массовой информации” — а что тогда, фиговый листок? Возможно, команда была, коль газета закрыта и все еще выходит. Это чистой воды газета, в том же формате, как и раньше. Их вынуждают? Это уже второй вопрос. У нас есть суд. Если меня кто-то преследует — что я теперь, охотник? Есть два ружья — буду кого-то стрелять? Но есть же полиция, есть органы, которые должны контролировать все зги дела. Согласны со мной или нет? Они есть. Как они выполняют — это уже второй вопрос. Просто нужно добиваться, не такими же средствами… Пусть они отстаивают свое мнение в суде! Есть решение суда, я не могу его отменить. Возможно, и была дана команда, я не в курсе дела. Что изымают эти газеты, я не знал. Хотя мы и уполномоченный орган, нам никаких команд в этой части не поступало.
Комментарий от НВ:
Возможно, действительно имеется негласное распоряжение по поводу “закрытых”, как выразился руководитель управления информации, газет — хотя в судебных решениях речь идет только о приостановлении выпуска, а не об аннулировании свидетельства о регистрации СМИ.
Интересно, что, проявляя высокую исполнительскую дисциплину по исполнению данного распоряжения, ведомства, к которым мы обратились за комментариями, в то же время как-то стесняются прослыть гонителями свободы слова. Видимо, отсюда и “неосведомленность” начальника управления информации г-на Чудовского. Кстати, если данное управление, с достаточно большим штатом, несколькими отделами занято лишь “отслеживанием тиража” газет, не бессмысленно ли тратить на его содержание государственные деньги?
Да, выпуск газеты “Деловое обозрение “Республика” на данный момент действительно приостановлен в судебном порядке. Вероятно, у суда были для этого мотивы, которые здесь обсуждать неуместно, хотя, на наш взгляд, они, безусловно, политические и связаны с борьбой интересов правящей элиты. Поэтому желание госчиновников любым способом перекрыть доступ информации, исходящей от оппозиции, вполне понятно.
Однако и нашей газете, не подвергавшейся пока никаким судебным и иным санкциям, в последние месяцы негласно, но явно ставятся препятствия по ее распространению. Например, владельцы некоторых розничных точек, торгующих газетами, категорически отказываются распространять “Новое время”, объясняя это тем, что “не хотят неприятностей”.
Какие “неприятности” и кто именно может доставить предпринимателям, думается, объяснять не стоит.
Газета “Новое время” (г. Павлодар)
№ 24 от 12 июня 2002 г.