Амиржан Косанов, председатель исполкома РНПК, отвечает на вопросы нашей газеты.
— Как вы относитесь к новому законопроекту о партиях?
— Отрицательно: в цивилизованном обществе любой закон, регулирующий взаимоотношения общества со своими гражданами, должен быть направлен в сторону либерализации, создания более свободных условий. К сожалению, в нашей стране происходит наоборот. Этот закон ставит жесткие антидемократические рамки, которые не под силу преодолеть многим общественным организациям: увеличивается в 100 раз число инициаторов партии, если раньше партию могли инициировать 10 человек, то теперь 1000, не говоря уже об увеличении количества членов партии до 50 тыс. человек. В нынешних условиях наша партия может собрать и 100 тыс. человек, но я уверен, что исполнительные органы власти будут препятствовать регистрации партии в минюсте и наших филиалов в регионах. На это у власти есть большой арсенал средств: например, в Кызыл-Ординской области участковые ходят по домам членов нашей партии (у них есть телефоны и адреса этих людей) и заставляют выходить из РНПК. Власть не хочет, чтобы наша партия легитимно существовала.
Мой прогноз на счет нового законопроекта о партиях пессимистичен: после принятия этого закона, благодаря действиям власти, может случиться, что оппозиционных партий не станет.
И самое главное, несмотря на то, что мы являемся одной из девятнадцати официально зарегистрированных на республиканском уровне политических партий, на обсуждения этого закона никого из представителей нашей партии не пригласили. Нам не дали ознакомиться с законопроектом и высказаться по нему — власть понимает, что оппозиция будет против такого закона.
В общем, зарегистрируют только проправительственные партии и конструктивную оппозицию, а неугодные власти партии окажутся нелегитимными.
— Что вы собираетесь предпринять?
— Если мы действительно хотим, чтобы на политическом поле существовала сила в лице оппозиционных политических партий, то этот закон заставит нас переосмыслить идею объединения. Сейчас мы должны начать работу над созданием объединенной демократической партии, отбросив свои амбиции и былые обиды. Если мы этого не сделаем, то, возможно, очень скоро оппозиции в Казахстане не будет.
Но это никоим образом не лишит РНПК возможности бороться за свои права: в июле состоится съезд: мы проведем центральный совет, вместе с региональными представителями нашей партии будем обсуждать дальнейшие действия партии и заново выстраивать свою политику.