“Впервые в истории суверенного Кыргызстана устанавливается разумный баланс между ветвями власти”

Интервью с заведующим отделом по обороне и безопасности администрации президента Кыргызстана генералом Болотом Жанузаковым

Корр.: Господин Жанузаков, в Кыргызстане, по мнению экспертов, в связи с предстоящим референдумом по принятию новой редакции Конституции наблюдается некоторая напряженность. Звучат призывы бойкотировать референдум. Как вы оцениваете политическую ситуацию в стране накануне столь важного события?


Б. Жанузаков: Обстановка в целом нормальная, граждане заняты своими ежедневными заботами. Страна готовится к самому значительному за последние годы политическому мероприятию, которое, надеемся, пройдет без эксцессов.


Да, есть проблемы, связанные с некоторыми выступлениями оппозиции. Лидеры так называемой непримиримой оппозиции призывают население бойкотировать референдум. Мы считаем такие действия оппозиции незаконными, так как выражение своего мнения – дело каждого гражданина, и, с точки зрения права, вмешательство в личное решение недопустимо. Поэтому государственные органы призваны обеспечить свободу волеизъявления граждан.


Как известно, предстоящий референдум инициирован президентом Аскаром Акаевым в результате достигнутых договоренностей с лидерами оппозиции и гражданского сектора страны. Осенью прошлого года президент Акаев сделал серьезный шаг навстречу оппозиции, он выслушал мнение различных политических групп, после чего принял решение о проведении конституционной реформы.


Суть реформы заключается в разумном распределении властных полномочий между президентом, парламентом и правительством. Конституционное совещание, куда вошли лидеры всех сторон, и прежде всего — оппозиции, выразило свое согласие с такой постановкой вопроса. Новая редакция Конституции отражает интересы и государственных органов, и оппозиционных сил, и различных слоев населения. Нынешние голоса недовольства со стороны оппозиции — не что иное, как очередная попытка способствовать нагнетанию обстановки в стране.


Корр.: Однако ряд парламентариев – членов Конституционного совещания утверждают, что в новой редакции Конституции не достигнут баланс между ветвями власти. По их мнению, наоборот, произошло усиление президентской власти за счет ослабления парламента, и тем самым заложена конституционная база для установления авторитарного режима в Кыргызстане.


Кроме того, оппоненты отмечают, что хотя парламент и будет участвовать в формировании правительства, только президент сможет освобождать его членов от занимаемых должностей.


Б. Жанузаков: Подобные претензии я считаю несерьезными. Подчеркиваю еще раз: впервые в истории суверенного Кыргызстана устанавливается разумный баланс между ветвями власти. А по ряду позиций полномочия парламента даже усиливаются. Исполнительная власть и суды будут полностью формироваться с согласия парламента. Разве этого недостаточно?


Более того, президент пошел навстречу депутатам, разрешив включить в новую редакцию Конституции положение об их неприкосновенности, хотя большинство граждан в ходе недавнего всенародного обсуждения Основного закона высказались против восстановления этого права. Как вам известно, депутатская неприкосновенность была отменена по итогам референдума 1998 года.


Я не хочу вдаваться в детали. Скажу лишь, что среди стран СНГ Кыргызстан первым пошел на конституционную реформу и начал проводить ее весьма успешно. В этом заслуга президента Акаева.


Корр.: Судя по заявлениям ряда НПО, в новой редакции Основного закона страны существенно ограничены права и свободы граждан, например, люди не смогут выражать свой протест путем митингов или шествий, так как для этого теперь потребуется разрешение официальных органов.


Политические партии, в том числе либерального толка, назвали явным отходом от демократии исключение из новой редакции Конституции положения о партийной системе выборов. Сейчас в составе Законодательного собрания Жогорку Кенеша работает 60 депутатов, 15 из них были избраны по партийным спискам. На заседаниях Конституционного совещания говорилось о необходимости увеличения данной квоты из-за того, что в Кыргызстане все еще сильны политические традиции, основанные на клановых и родоплеменных связях, и лишь партийная система выборов позволит избавиться от этих пережитков.


Б. Жанузаков: Не могу согласиться с утверждением, что в новой редакции Конституции существенно ограничиваются права граждан. Президент и на этот раз доказал свою приверженность демократическим принципам, он по-прежнему во главу угла ставит права человека, развитие страны по демократическому пути. Ведь президент Акаев неоднократно заявлял, что наш народ выбрал демократический путь развития, — с этого пути мы не свернем. Президент остается верен своим принципам. Все основные права и свободы граждан, провозглашенные и принятые международным сообществом, международными организациями, нашли отражение в нормах новой редакции Конституции.


Что касается митингов или шествий, то нынешние реалии диктуют новые правила. Мы имеем горький опыт прошлого года, когда граждане под диктовку определенных сил по любому поводу устраивали митинги и шествия, которые длились почти год. Это в конечном счете привело к значительным потерям в экономике, а также вызвало справедливый протест со стороны большей части населения. Люди требуют, чтобы демонстрации или другие формы протеста не нарушали их покой и рабочий ритм. В ходе обсуждения новой редакции Конституции таких требований поступило очень много, и власти не имели права не учитывать интересы большинства.


Теперь о партийной системе выборов. Опрос представителей различных слоев общества, итоги всенародного обсуждения новой редакции Основного закона страны показали, что такая система не устраивает большинство избирателей, поскольку, на их взгляд, многие депутаты, прошедшие в парламент по партийным спискам, далеки от проблем населения, что сказывается на качестве принимаемых ими законов. Народ хочет избирать конкретного человека, а не список людей, представляющих ту или иную партию.


Хочу подчеркнуть, что включенные в новую редакцию Конституции нормы предоставляют только партиям возможность выдвигать своих лидеров в качестве кандидатов в депутаты и на пост президента, помимо самовыдвижения. Так что претензии относительно лишения партий возможности участвовать в политической жизни страны оснований под собой не имеют. Они носят, если сказать откровенно, провокационный характер, направлены на то, чтобы ввести в заблуждение и народ, и международное сообщество.


Корр.: В последние дни лидеры оппозиции выступили с заявлением о том, что под лозунгом конституционной реформы президент Акаев и его ближайшее окружение хотят закрепить в Основном законе положение о неприкосновенности экс-президента и членов его семьи, об освобождении экс-президента от какого-либо уголовного преследования в будущем.


Противники Акаева также недовольны тем, что новая редакция Конституции предусматривает для всех членов семьи экс-президента пожизненное государственное обеспечение.


Некоторые представители оппозиции и гражданского сектора опасаются, что страна, по сути, будет принимать новую Конституцию, и у Акаева появится возможность вновь баллотироваться на пост президента.


Б. Жанузаков: Такие высказывания не выдерживают никакой критики. Во-первых, Аскар Акаевич несколько раз официально заявлял о том, что больше не будет выдвигать свою кандидатуру на пост президента. На днях в ходе своей поездки в регионы он подтвердил это. Этим все сказано.


Что касается неприкосновенности экс-президента, хотел бы подчеркнуть, что это мировая конституционная практика, присущая почти всем цивилизованным странам. С другой стороны, мы не должны забывать, что Акаев – первый президент суверенного Кыргызстана. Это благодаря его усилиям наша небольшая страна избрала демократический путь развития и признана мировым сообществом.


Позволю себе лишь одно небольшое сравнение. В отличие от своих коллег по региону наш президент избирался прямыми всеобщими и альтернативными выборами.


На долю Акаева выпало самое трудное время — становление Кыргызстана как государства. За эти годы ему приходилось принимать не самые популярные решения. И совсем необязательно, чтобы наш президент нравился абсолютно всем. Такова судьба первого лица. Я считаю, что кыргызы, которые имеют многовековую историю и традиции, в состоянии уважать своего первого главу суверенного государства.