Надо идти в обход
Законопроект о средствах массовой “на финишной прямой”, пишет “Казахстанская правда”. После пяти месяцев обсуждения сенат, дополнив проект своими поправками, отправил его в согласительную комиссию в мажилис. После этого законопроект уйдет на подпись президенту.
Как отмечает “КП”, “выполняя законотворческую миссию, отдельные депутаты не преминули воспользоваться случаем, чтобы выплеснуть обиды на журналистский цех за “разнузданные” оценки в свой адрес. Подоплека ситуации в том, что первоначальный вариант проекта значительно изменился, но по отдельным статьям споры продолжаются в газетах, на телеканалах”.
“Экспресс К” сообщает, что некоторым сенаторам не понравилась критика их газеты, которую депутаты по ходу обсуждения законопроекта предложили закрыть. В общем, “обид на прессу у сенаторов хватает”, — констатирует газета. Обидчивость сенаторов не совсем понятна, ведь чаще всего от прессы достается мажилисменам, причем персонально, а сенат обычно ругают в целом. Наверное, “избранникам” нужно напомнить: прессы бояться – в парламент не ходить. Что касается законопроекта, никто не сомневается, что он будет принят в нынешнем виде. Журналистам остается уповать на тот факт, на который обратил внимание юрист “Экспресс К”: “чем хуже написан закон, тем проще его обойти”.
Как Казахстан стал мировым экспортером зерна
В Конгресс-холе Астаны прошли торжественное собрание с участием президента и концерт, посвященный 50-летию освоения целины. Много места этому событию выделила “Казахстанская правда”. Кстати, редакция “КП” недавно пополнилась новым сотрудником — заместителем редактора Сергеем Волковым. Не знаем, станет ли после появления журналиста, искренне не любящего оппозицию, “Казправда” лучше, но в “Новом поколении” “взглядов” и “прогнозов” С.Волкова, наверное, уже не будет.
“КП” публикует текст выступления Н.Назарбаева, в котором президент отметил заслуги целинников перед суверенным Казахстаном. По его словам, “время показало, что освоение целины было оправданным. Хлебное поле Казахстана не только полностью обеспечивает страну хлебом, но и вывело республику в десятку мировых экспортеров зерна”. По мнению главы государства, “хлебный достаток позволяет Казахстану оказывать продовольственную помощь нуждающимся странам. Так, в прошлом году мы ее оказали Афганистану, немногим ранее – Таджикистану, а в этом году помощь будет оказана Ираку”.
Кажется, президент слишком далек от своих подчиненных, если не в курсе, что “мировым экспортером зерна” Казахстан стал во многом благодаря старательным чиновникам, занимавшимся приписками урожая. Грустно слушать слова об оказанной другим помощи, когда в собственной стране хлеб дорожает, а районные акимы признают, что занимались рисованием “цифирь”. Как сообщает “Экспресс К”, из-за этого министерство сельского хозяйства было вынуждено списать 2 миллиона тонн зерна, находящегося в “закромах родины” только на бумаге”. Выяснилось, что приписками чинуши (иначе не назовешь) занимались несколько лет подряд. Хотя министр Ахметжан Есимов отметил, что “государство расширило штат работников статистики именно для того, чтобы избежать искажения отчетности”: “завышаете, значит, абсолютно не владеете информацией. Сидите в кабинетах, рисуете цифры и отчитываетесь по ним, а на базе этих данных Казахстан уже стал мировым экспортерам зерна”. Возникает вопрос, неужели приписки были выявлены только в этом году, когда ситуация вышла из-под контроля Минсельхоза, плохо сказалась на бедных стариках, и об этом заговорили на всю республику?
“Людям свойственно испытывать чувство голода…”
Спецкор газеты “Суббота +” в Астане рассказала о кулинарных пристрастиях казахстанских чиновников. Определив обеденное место госслужащих, можно легко определить его ранг, уверяет журналист. Самой лучшей, по оценке корреспондента, считается правительственная столовая: “такое разнообразие блюд и по таким смешным ценам вряд ли можно отыскать в харчевнях для чиновников”. В статье приводятся цены, которые, наверное, действовали только в советских столовых. В то же время ни один министр в ведомственной столовой журналистом замечен не был: “возможно, так располагались звезды, что нашим дорогам не суждено было пересечься”.
В парламентской столовой тоже дешево и сердито. “В среднем пропитание в столовой парламента обходится примерно во столько же, что и в правительственной”, но на взгляд автора, “не так вкусно и разнообразно”. Однако “как и министры, многие депутаты предпочитают обедать дома либо в ресторанах. Насколько мне известно, некоторые из них благоволят к одному весьма недешевому ресторану, что находится в столичном ЦУМе”. Один обед там обходится в 5-6 тысяч тенге – “это не считая того, что во время трапезы захотелось выпить бокал вина или чего покрепче. А почему бы нет? Дышать в “трубочку” ведь никто не заставляет…”
Свои столовые есть при всех ведомствах и министерствах, “и все же… нередко госслужащих можно лицезреть в кафе и ресторанах”. “Ну а если идти далеко не хочется, а родные апартаменты глаз намозолили, то можно пообедать пиццей в ЦУМе. Вот уж где-где, а здесь можно встретить кого угодно! В Астане трудно найти еще одно общественное место, где бы на глаза в таком количестве попадались известные чиновники”.
В самом деле, у человека, впервые посетившего ведомственную столовую в столице, создается впечатление, что он перенесся на машине времени в счастливое детство. Как и корреспондент “Субботы +”, обозреватель “Нави” наблюдал за обеденными передвижениями госслужащих – в кафе им приятней, что ли, или приедается общепитовское меню. Кстати, в вечернее время бюджетники, в основном алматинцы, питаются в тех же кафе, ресторанах, забивают увеселительные заведения, ночные клубы, да так активно, что не у каждого бизнесмена средней руки кошелек выдержит такие нагрузки.