Алексей Власов: “В Казахстане нет деления на реформаторов и консерваторов – внутриэлитная борьба этого не позволяет”

“Главная беда Казахстана – это отсутствие квалифицированных кадров”

“Никогда никого не убивал, но многие некрологи читал с удовольствием”.

Кларэнс Дарроу

“Постановка амбициозных задач, не подкрепленная качеством элиты. Качественных управленцев на всех уровнях и во всех звеньях не хватает”, — так оценивает местные будни Алексей Власов, российский аналитик, историк и исследователь Казахстана. Его пять ассоциаций со страной – это Байтерек, казы, кумыс, Ак Орда и степь.

“Глаза России в Казахстане”, — так представил гостя дискуссионного клуба “АйтPARK” его модератор Нурлан Еримбетов. Сам Алексей Власов к ведущим знатокам республики себя не относит, отдавая пальму первенства экспертам вроде Андрея Грозина, который долгое время жил в Казахстане. Всего же в Москве не более 5-6 человек, к которым Кремль обращается за советом по вопросам, связанным с казахстанским направлением государственной политики. По Украине, для сравнения, подобная группа специалистов отнюдь не больше.

Совсем другая ситуация в сфере политического PR. Г-н Власов знает более десятка PR-агентств, которые занимаются продвижением положительного имиджа Казахстана. Причем Россия в этой работе ни сколько конечная цель, сколько ретранслятор, главные же адресаты – это США, Европа, Китай, для выхода на которых очень удобен российский коридор. Сам гость “АйтPARKа” работу данных агентств оценивает достаточно положительно. Вдобавок “у Казахстана есть четкое представление как продвигать свой имидж”.

Как принято, с гостями из Москвы поговорили за колониальное прошлое и имперское мышление. Алексей Власов подчеркнул, что идею ликвидации Казахстана как национального государства в Кремле никто не вынашивает. Однако там заинтересованы, чтобы Астана двигалась в русле российских интересов, будь то энергетика или безопасность.

Факт курсирования вдоль российско-казахстанской границы казачьих отрядов для борьбы с контрабандой г-н Власов подтвердил, но попросил понимать специфику России, которая “страна чиновничье-бюрократическая”, а потому на многие вещи реагирует исходя из этого базового свойства. Если Казахстан гость дискуссионного клуба классифицирует как “делегативная демократия – фасадные элементы демократических институтов (партии, НПО, другие ростки гражданского общества)”, то “в России делегативная демократия плюс государственно-корпоративная модель”.

Сложная ситуация со скинхедами и ксенофобией. И хоть классическая реакция чиновников “нет информации – нет проблемы”, данная тема уже не замалчивается. Что касается угрозы фашизма, то в 90-ые годы на молодежь действовала советская прививка негативного отношения к различным проявлениям нацизма. Что касается школьников 2000-ых годов, то у них исчезла автоматическая негативная реакция на фашизм или гитлеровскую свастику, как массовый феномен. В общем, воспитанием молодежи надо заниматься и заниматься.

Алексей Власов прилагает личные усилия к тому, чтобы Россия становилась страной, удобной для проживания. Он надеется, что ксенофобия в этой стране искоренима, но “это вопрос не одного десятилетия”.

“Объективно российская элита заинтересована в том, чтобы Нурсултан Назарбаев как можно дольше оставался у власти”, — подчеркнул гость “АйтPARKа”. Он относит это к “эффекту предсказуемых трендов”, поскольку лидер Казахстана при всех оговорках фигура предсказуемая. “Желания кого-то посадить нет – на три шага вперед у нас не думают”, — заметил г-н Власов.

Однако все это не снимает вопрос о постназарбаевском Казахстане: “Какая система достанется новому хозяину Ак Орды? Насколько ей вообще можно управлять не Назарбаеву?”. Как историк, Алексей Власов привел в качестве примера “эффект Александра III – миротворца”. Четырнадцать лет безоблачного царствования, а при сыне Николае II все рухнуло. Сановники остались прежние, но система оказалась неготовой принять другую личность. “Когда проблема стоит кто первым зайдет в кабинет – это на самом деле проблема”, — отметил гость дискуссионного клуба относительно специфики принятия политических решений в республике.

“Главная беда Казахстана – это отсутствие квалифицированных кадров”, — подчеркнул г-н Власов. То же самое касается и России. Пока доходы от нефти позволяли изыскивать ресурсы для различных задач – система работала нормально, но наступил кризис и сразу обозначился дефицит специалистов практически везде.

По нашумевшему аресту экс-главы “Казатомпрома” Мухтара Джакишева, оценка Алексея Власова совпадает с мнением казахстанского политолога Досыма Сатпаева: “Чем меньше у политической элиты ресурсов, тем больше желания “подвинуть” тех, кто этими ресурсами обладает”. Кстати, из местных экспертов, работающих в публичной сфере, в России лучше всех известен г-н Сатпаев. Но в целом, по словам российского гостя, “у нас казахстанских экспертов знают достаточно плохо”.

Свои собственные выступления в Казахстане г-н Власов просит читать более внимательно. Потому что, когда выступаешь на официальном приеме 2/3 составляет “что положено говорить” и 1/3 “что надо”“я следую элементарной этике”. Вот и насчет Ассамблеи народа Казахстана, московский аналитик ясно выразился, что как госорган она себя исчерпала.

Что касается собственно России, то там “конфликта между Медведевым и Путиным нет, но есть конфликт между аппаратами”. В России все решения продвигаются по формализованным бюрократическим схемам, а когда аппараты президента и премьер-министра во многом друг друга дублируют, то без трений не обойтись. “Россию загоняют в угол”, — отметил Алексей Власов в свете взаимоотношений Москвы с Западом и правящей украинской элитой. У Кремля “отсутствие стратегии – вместо этого реакция на внешние раздражители”. В приграничных районах российского Дальнего Востока реальность китайской угрозы уже сегодня (демографическая и экономическая экспансия).

Обилие дезинформации в казахстанском информационном пространстве российского аналитика не смущает. У него имеется эффективный метод по получению на основе дезинформации реальной информации. Современный момент в политическом процессе Казахстана г-н Власов называет “ситуация отложенных решений – до середины – конца лета”.

На стандартный вопрос “АйтPARKа” что для Алексея Власова “Имя Казахстан” он ответил: “Абай. Сам не знаю почему”.