Полмесяца тому назад в газетах “Жас Алаш”, “Президент және халық”, “Қазақ”, “Жаңа апта”, “Жас қазақ үні”, “Қазақстан”, “Заман-Қазақстан” и в сайте “Abai.kz” известные деятели культуры, литературы, А.Нурпеисов, М.Алимбаев, Ш.Елеукенов, М.Мырзахметов, Т.Какишев, А.Ашимов, К.Медеубеков, К.Жумадилов, Д.Исабеков, Р.Сыздыкова, Г.Бельгер, К.Мырза-Али, Б.Нуржекеев, К.Сарсекеев, С.Сматаев, Г.Кабышулы, К.Ыскак, Т.Медетбек, К.Ормантаев, Б.Атабаев, И.Сапарбай, Г.Жайлыбай, Н.Нусипжанов, М.Ильясова, А.Коразбаев, лидеры партии Ж.Туякбай, Б.Абилов, С.Абдильдин, В.Козлов, а также главные редакторы газет и журналов, издающихся в республике, представители интеллигенции, руководители общественных организаций – за подписью 124-человек, при поддержке более 5 тысяч граждан, мы опубликовали открытое письмо Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву, казахскому народу и представителям других национальностей, живущих в нашей республике. В этом письме, приводя неопровержимые доводы, мы выразили свое негодование против доктрины, выдвинутой Ассамблеей народа Казахстана “Казахстанская нация”, берущей свое начало от “американской нации”, но измененной после наших бурных возражений, лицемерно завуалированной доктриной “Национального единства”. Потому что, с принятием доктрины “Национального единства”, мы становимся единым народом, как в Соединенных Штатах Америки. А казахская нация, в свою очередь, превращается в один из многочисленных этносов, живущих в нашей Республике. О разделении на нации, так же о почитании истории и самобытности нации не может быть и речи. Благодаря политике “триединства языков” русский и английский языки будут занимать господствующую и прогрессирующую роль, а казахский язык постепенно вымрет, потеряв свою коммуникационную роль и разнообразные функции. Обещание “о развитии государственного языка”, приведенное в доктрине, выдвинуто для обмана общественного мнения. Потому что идея “американской нации” преследует совершенно иные цели, неприемлемые для наших народов. Национальные проблемы, выдвинутые в рамках вышеназванной идеи, станут “личным делом” каждого человека. Если вы в тот период времени назовете себя “казахом”, “русским” или “уйгуром”, то за это будете привлечены к ответственности. Об этой ситуации высказался в своей речи Президент Нурсултан Назарбаев не на государственном языке, который он не приемлет, а на официальном языке на пресс-конференции внеочередного ХІ съезда НДП “Нур Отан”:
“…мы идем к самоидентификации – быть единым народом Казахстана. Вот, например, американцы состоят из сотни народов и наций, но называются американцами. Никто там не называет друг друга китайцем или корейцем. А твоя национальность – это твое дело… И это правильно. Потому что одна страна должна жить одним народом”.
Также, в одном из своих высказываний Президент заявил: “По моему мнению, эту идею на казахском языке правильнее было бы назвать не “казахстанской нацией”, а “казахстанским народом” (“Егемен Казахстан”, 31 мая, 2008 года). В одном из моих стихотворений, посвященном данной проблеме, суть которой состоит в том, что как бы ни называли оковы и наручники, даже если свободой – все равно они не утратят своего зловещего значения.
Идея “Казахстанской нации” в итоге воплотилась в доктрину “Национального единства”. Об этой опасной концепции высказал свое мнение Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов во время встречи с депутатами своей страны:
“Нынче своих соседей мы не можем назвать Республикой Казахстан. Потому что 75 процентов подземных ресурсов и земельных богатств Казахстана распроданы гражданам иностранных государств. Теперь они хотят ликвидировать нацию “казах”, а взамен жителям своей страны хотят выдать паспорта с обозначением нации “казахстанец”. Находясь в такой трагической ситуации, они меня просят об оказании поддержки в создании “Центрально-Азиатского Союза”. Как я могу доверять государству, где уничтожают собственную нацию?”.
Напоминая народу о том, что в нашем открытом письме, направленном против доктрины “Национального единства”, выдвинутой Ассамблеей народа Казахстана, адресованном Президенту, казахскому народу, а также представителям других национальностей, живущих в нашей республике, хотим сказать, что на сегодняшний день наше письмо поддержали более 15 тысяч человек. В связи с этим, предъявляем наши требования:
Если власть до 17 декабря 2009 года не прекратит и не приостановит сомнительной доктрины “Национального единства” (“казахстанской нации”), выдвинутой нелегитимной Ассамблеей народа Казахстана, которой как таковой нет ни в одном государстве, и выступает в роли второго парламента; если не согласится решить наши 10 требований, принятых 20 сентября во Дворце республики при поддержке 4 тысяч человек, особенно о принятии Закона о государственном языке и об открытии телеканала на государственном языке, работающим 24 часа в сутки, я, и граждане, не согласные с уничтожением нации и языка, объявляем голодовку. Поскольку доктрина “Национального единства” открыто обсуждается населением страны, имеем право высказать свое мнение или проявить свое несогласие. В случае проведения голодовки, мне как человеку, два раза перенесшему инфаркт, сложно будет выдержать такое тяжкое испытание. Но чем видеть уничтожение своей нации, лучше умереть.
Вместе с нами в голодовке примут участие 30 человек под началом Бактыбека Иманкожа из общественного объединения “Желтоқсан рухы”, 20 человек под началом Бейсенгазы Садуулы из общественного объединения “Желтоқсан ақиқаты”, группа ученых, возглавляемая известным историком, доктором филологических наук Мекемтасом Мырзахметовым, также группа матерей во главе матери народного героя Казахстана Кайрата Рыскулбекова – Даметкен Асанбаевой и матери жертвы Декабрьских событий Ляззат Асановой – Алтынай Асановой. До 17 декабря список участвующих в голодовке будет возрастать.
Недавно в Астане в целях возвеличивания духа народа был открыт монумент “Қазақ елі”. Подхалимы и лизоблюды, сравнивая это творение с французской Эйфелевой башней, говорили о том, что оно превосходит указанное творение искусства. В монументе “Қазақ елі” сооружен барельеф Президента Нурсултана Назарбаева, в последнее время неоднократно выдвигаемого на вечное Президентство. Все остальные – безымянные и символические образы. Что же получается, что мы установили данный памятник нашему Президенту в честь его усердия по уничтожению родной нации, также в честь его заслуг в плане сопротивления принятию закона о государственном языке. Но возможно ли представить казахский народ без Абунасыра аль-Фараби, султана Бейбарса, также выброшенных на свалку возле монумента ханов Керея и Жанибека, Абылайхана, Исатая-Махамбета, Абая, Ахмета Байтурсынулы? Есть ли пределы и границы подхалимству?
На сегодняшний день перед сынами казахского народа остаются три пути. Первый путь – это восхваление и возвеличение доктрины “национального единства”, ведущей к уничтожению нации и его духовного потенциала и представителей малочисленных народов, проживающих в нашей республике, или, говоря другими словами, заниматься лизоблюдством, соблюдая удел угодников и целовать ноги власти. Второй путь – упорно молчать, придерживаясь правила “если ты меня не тронешь, то я тебя не трону, лупоглазый”, иначе говоря, попросту молчать, проглотив язык, руководствуясь только личными интересами. Третий путь – подвергая себя смертельной опасности, всеми силами бороться за сохранение нации и её духовных ценностей. Для человека, у которого сердце бьется за народ и нацию, не может быть более высокой цели.
Ну, решайте кто какой путь выберет?