Почему Казахстан, не граничащий с Афганистаном, в обеспечении там стабильности должен играть более важную роль, чем, скажем, соседний Узбекистан?!

К вопросу о том, почему недавно начальник штаба сухопутных войск Пакистана, генерал Каяни приезжал в Астану

Издание Frontier Post опубликовало статью Ирфана Шахзада под названием «Pakistan's renewed focus on Central Asia»«Обновленный фокус внимания Пакистана на Центральной Азии».

В нем говорится так: «За последние недели отмечается вхождение ключевых гражданских и военных чиновников из Пакистана в контакт с центрально-азиатскими республиками (ЦАР) – обмены поездками, которые имеют большое значение для региональной безопасности и стабильности, в особенности в свете ожидаемого сокращения количества войск НАТО в Афганистане после продолжающейся свыше 12 лет разрушительной войны.

Во-первых, это был генерал Каяни – действующий начальник штаба сухопутных войск Пакистана – нанесший визит в Таджикистан в конце августа. Затем Сартадж Азиз — советник премьер-министра Пакистана по вопросам национальной безопасности и международных дел — посетивший в середине сентября Кыргызстан из-за саммита ШОС, имея возможность общаться с руководством всех центрально-азиатских республик, за исключением Туркменистана. За этим, спустя некоторое время, последовал другой визит генерала Каяни, на этот раз в Казахстан – самую обеспеченную и развитую республику Центральной Азии – богатую углеводородами и имеющую быстро развивающуюся разнообразную экономику».

Далее автор задается вопросом о том, чем же объясняются такие принявшие интенсивный характер контакты занимающихся вопросами обороны и безопасности ответственных официальных представителей Исламабада с республиками Центральной Азии, где по сию пору главный интерес Пакистана был сосредоточен на экономике и имел энергетическую направленность. По его собственному мнению, эти визиты дают ясно понять одно: Исламабад по достоинству оценивает роль, которую центрально-азиатские республики могут играть в сохранении стабильности в Афганистане после отступления сил НАТО, а, следовательно, и в регионе в целом.

Руководители центрально-азиатских республик также, со своей стороны, воздают должное не подлежащему игнорированию значению Пакистана и роли, который он играет по отношению к Афганистану. ШОС в качестве организации, в которой состоят членами четыре из пяти стран Центральной Азии, а именно Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, «не только выражает озабоченность в связи с развитием ситуации в Афганистане, но и также по достоинству оценивает усилия и жертвы Пакистана».

Ирфан Шахзад в контексте рассматриваемой им темы выделяет две центрально-азиатские республики – Таджикистан и Казахстан. Тому даются такие объяснения.

Эксперты по региональной безопасности считают, что таджикско-афганская граница уязвима перед угрозой дестабилизации ситуации в Афганистане. А Казахстан, хоть он и не имеет общих границ с этой страной, располагает большими возможностями в плане внесения организационного и финансово-материального вклада в реализацию разнообразных мер, призванных, так или иначе, содействовать обеспечению и укреплению безопасности в регионе.

Исходя из изложенных выше объяснений, автор приходит к следующему выводу: «При таких условиях представляется вполне понятным то, что занимающиеся вопросами безопасности представители истеблишмента Пакистана обращаются к странам Центральной Азии, в особенности к Таджикистану и Казахстану, в целях обеспечения стабильности в Афганистане после 2014 года».

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.