После теракта в Актобе 5 июня в Казахстане стали звучать призывы о запрете салафизма. Директор консультативно-реабилитационного центра "Ансар" Аскар САБДИН — «Государство должно принять решение о запрете идеологии салафизма. У нас запрещена деятельность Таблиги джамаат, при том, что количество их правонарушений ничтожно по сравнению с преступлениями и терроризмом тех, кто идентифицирует себя салафитами».
«Предложение о запрете идеологии салафизма изучают в Комитете по делам религий» — "В настоящее время в обществе в целом активно обсуждается вопрос, в частности в экспертной среде, где предлагают рассмотреть вопрос о запрещении этого движения. Наши специалисты всесторонне изучают этот вопрос. Дело в том, что мы должны все последствия изучить. Более того, нам необходимо обязательно, если такое решение будет приниматься, понимать, что к соответствующей работе должны быть готовы и государственные органы, и Духовное управление мусульман Казахстана", — сказал журналистам глава Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Галым ШОЙКИН.
«Пропаганда салафизма должна быть запрещена государством — Центральная мечеть Алматы» — «Любая пропаганда салафизма/ваххабизма должна быть запрещена на государственном уровне. Это вирус, против которого необходимо внедрять не только вакцинацию, но и карантин. Иначе мы не сможем остановить его распространение в нашей стране и вылечить тех, кто уже заражен».
«Ерлан Идрисов прокомментировал возможный запрет салафизма в Казахстане» — Министр иностранных дел Ерлан ИДРИСОВ прокомментировал возможный запрет религиозного течения — салафизма. Он отметил, что данный вопрос рассматривался на заседании Совета безопасности под председательством Главы государства, а также на рабочих заседаниях правоохранительных и других органов Казахстана.
«Вопрос запрета салафизма в Казахстане не решён, но обсуждается» — В Комитете по делам религии Министерства культуры и спорта сообщили, что этот вопрос пока не решён — "Вопрос любого запрета является не простым. Тем более, если это касается религиозной организации или целого течения. Для этого должны быть достаточно веские основания. Этот вопрос прорабатывается соответствующими органами".
«Кто искажает салафизм в Казахстане и как с ним бороться?» — Нынешней осенью планируют рассмотреть законопроект, регулирующий деятельность религиозных объединений. Сегодня по этой проблеме высказываются различные мнения — мажилисмен Омархан ОКСИКБАЕВ придерживается мнения, что у нас искажают салафизм, а его коллега Маулен АШИМБАЕВ считает, что мы должны противопоставить нетрадиционным течениям ислама свою идеологию, основанную на общечеловеческих ценностях.
Старший сотрудник Национального центра культуры и религий при Госагентстве по делам религий Аманбек МУКАШЕВ не советует запрещать салафизм в Казахстане. Введение официального запрета на деятельность исламского радикального течения "Салафия" в Казахстане нецелесообразно. По мнению эксперта, введение подобного запрета может негативно повлиять на двусторонние отношения республики с некоторыми странами мусульманского мира.
Заместитель председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нұрлы білім», член РИПГ при ДУМК Рустем СЫЗДЫКОВ – «Необходимо запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения в Казахстане». «Нужно в законодательном порядке запретить деятельность не только течения «салафия-ваххабия», но и всех нетрадиционных деструктивных вероучений на территории Казахстана — нурсистов, сулейманистов, гюлленистов, коранитов, ахмадитов, псевдосуфии, неопротестантские течения и так далее».
Профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева Асылбек ИЗБАИРОВ – «Интересно другое, вчера были под прессингом суфисты, сегодня салафиты, а завтра кто?» — «По салафизму сейчас звучат различные мнения. Некоторые оппоненты хотят его запретить. Но тут возникает сразу несколько вопросов. Первый из них – каков критерий определения салафизма. До сих пор не ясны его четкие критерии, кроме этого, есть сложные теологические вопросы. Сегодня я боюсь другого, что под видом борьбы против салафизма как бы не началась борьба против религиозности как таковой. Мы должны понять, что если сможем поставить ислам на правильные рельсы, то он будет приносить только положительные плоды. Вследствие всех этих факторов я боюсь, чтобы раскол среди верующих на внутриконфессиональных принципах не стал началом больших открытых и бескомпромиссных конфликтов в стране. Неужели в Казахстане власти работают по закону диалектики, продвигая религиозную политику и используя противоречия различных группировок».
«Салафиты: казнить нельзя помиловать — где нужно поставить запятую?» — Тимур КОЗЫРЕВ, ведущий научный сотрудник отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК — Идея законодательного запрета на салафизм в Казахстане – не очень хороша. Официально запретив салафизм в РК, можно открыть настоящую «охоту на ведьм», превратить обвинение в салафизме в банальное орудие сведения личных счетов и т.п.
Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» — Вообще заявление представителя ДУМК жесткое, но скорее декларативное. Пока непонятно, как именно ДУМК будет бороться с этим течением в исламе. Они, конечно, могут с помощью властей запретить конкретное объединение, но не религиозное течение.
Политолог Ерлан САИРОВ – «Нетрадиционные религии формируют свое лобби в элите Казахстана» — «В последнее время наметилась следующая тенденция: имамов, чья позиция по духу близка казахам, кто получал религиозное образование в Средней Азии и Казахстане, изгоняют из Духовного управления мусульман Казахстана. За этим стоит борьба интересов. Чьи это интересы, понятно без слов. Это тоже большая проблема. Среди население бытует мнение, что пришлые религиозные течения «застолбили» свои интересы наверху».
«Ислам в Казахстане и суфизм: история и перспектива» — Сегодня одной из актуальных проблем становится ситуация с развитием ислама в Казахстане. Особенно после вылазки террористов, исповедующих радикальные его течения. Поэтому вполне логично, что в нашем обществе задумались над тем, в каком направлении следует двигаться, чтобы сохранить мир и целостность государства, чтобы избавить казахстанский народ от междоусобиц и религиозных распрей. Мы попросили высказать свое мнение по этой непростой проблематике теолога-религиоведа Марата СМАГУЛОВА — Традиционно казахи исповедуют ислам суннитского направления ханафитского мазхаба, относящийся к умеренным течениям. Не углубляясь дальше в историю, выскажу мнение, что сегодня назрела острая необходимость разработки и осуществления единого государственного подхода к решению религиозных проблем, особенно в плане возрождения национальных традиций и ценностей в духовной жизни казахстанского общества.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.