Алматы. 7 декабря. КазТАГ – Известный общественный деятель, поэт, диссидент и политический активист Арон Атабек перед смертью возложил ответственность за сожженного в ходе «шаныракских событий» в Алматы полицейского на бывшего вице-министра внутренних дел Алика Шпекбаева, сообщил соратник общественника – гражданский активист Муратбек Есенгазы.
«Арон Атабек был посредником между народом и властью, а в итоге осудили его самого, сделали виновным, оклеветав, что якобы он сам поджег полицейского или поручил поджечь. На самом же деле было в точности наоборот. После выхода из тюрьмы Арон Атабек рассказал нам, что пришел в штаб (властей – КазТАГ) и сказал: «Разъяренные мужчины облили полицейского бензином, если вы сейчас пойдете в наступление и спровоцируете их, они могут его поджечь». Он заранее об этом сказал, предложил урегулировать ситуацию, позвонить (руководству – КазТАГ). Устюгов (Владимир, бывший аким Ауэзовского района Алматы – КазТАГ) позвонил по прямой линии, пытался дозвониться до министра внутренних дел Мухамеджанова (Бауржана – КазТАГ), трубку поднял Шпекбаев (вице-министр внутренних дел в 2003-2008 годы), слышен был его голос из трубки, когда ему объяснили ситуацию, он закричал: «Освободить заложника! Штурмовать! Атаковать!» Это Шпекбаев кричал», — сказал Есенгазы во вторник на пресс-конференции по итогам изучения материалов уголовного дела по событиям в алматинском микрорайоне «Шанырак» 14 июля 2006 года.
Также Есенгазы сказал, что у властей не было намерения решать ситуацию мирным путем.
«Изначально было намерение продемонстрировать народу силу, а не решать его проблемы», — отметил он.
Еще он сказал, что ряд депутатов парламента делегировали свои полномочия в качестве переговорщика Арону Атабеку.
«Арон Атабек посетил Астану, показал на совместном заседании депутатов мажилиса и сената видео событий в Бакае и предупредил, что такие события, когда незаконно сносятся дома, могут продолжиться и в Шаныраке. Депутаты были шокированы действиями полиции и судебных исполнителей и подписались под намерениями в поддержку народа», — уточнил Есенгазы.
В свою очередь правозащитник Ерлан Калиев рассказал, что обвинения в отношении Арона Атабека главным образом было построено на свидетельских «показаниях» родных братьев Бауржана Ибрагимова и Айбатыра Ибрагимова. Позже в своем обращении на имя генерального прокурора, а так же в Верховный суд они сообщили, что они подвергались пыткам в течение четырех месяцев и дали показания под давлением.
Кроме того, согласно свидетельским показаниям судебного исполнителя из городской группы администраторов Бахыт Шаяхметова, Арон Атабек пытался предотвратить убийство полицейского.
«Этот человек (Арон Едигеев) несколько раз приходил на переговоры и просил руководителей полиции и судоисполнителей нормально решить вопрос. Он был с тростью. Я видел, как текла кровь с его головы. Когда полицейский загорелся, он вышел из толпы и накрыл его своим пиджаком», — рассказал Шаяхметов в суде.
На бутылках с зажигательной смесью отпечатков пальцев Атабека и других подсудимых не было обнаружено.
При этом Алматинский городской суд вынес частное постановление по факту нарушений, обнаруженных в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Арона Атабека и других по вопросу имевших место массовых беспорядков в микрорайоне «Шанырак».
«В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Арона Едигеева, установлено, что одной из причин возникновения вышеуказанных чрезвычайных происшествии (в мкр Шанырак) стало халатное отношение к своим обязанностям ответственных сотрудников аппарата акима города Алматы, Алматинского регионального управления земельными ресурсами при Алматинском городском акимате и акимата Ауэзовского района», — говорилось в постановлении.