Алиев и Ниязов не могут решить, как делить Каспий

Каспийский скандал между Азербайджаном и Туркменией набирает обороты. Новый его виток начался после провала в начале мая ашхабадских переговоров о принадлежности нескольких нефтяных месторождений в центре Каспия.



Ответственность за случившееся, причем в необычайно резкой форме, туркменское руководство возложило на Баку, позиция которого “завела переговорный процесс в тупик”. Туркмения потребовала от Азербайджана прекратить все работы по разведке и добыче углеводородов на спорных месторождениях до “мирного и справедливого” урегулирования. С подобным же призывом Ашхабад обратился к иностранным компаниям, работающим с Азербайджаном в этих зонах. В случае незаконного использования спорных территорий Туркмения пригрозила обратиться в международный арбитражный суд и “соответствующие международные организации”.



В Баку угроз не испугались. Президент Азербайджана Гейдар Алиев заметил, что «туркменские братья должны рано или поздно осознать реалии и международные нормы». Речь идет о том, что Ашхабад отказывается принимать предлагаемый Баку «медианный принцип» определения срединной линии на Каспии, которая должна стать отправной точкой выработки нового статуса моря. «Медианный принцип» основан на способе вычисления равноудаленных от побережья морских точек. Он используется, например, при определении срединной каспийской линии между Россией и Казахстаном. Эксперты в Москве уверяют, что такой принцип применяется и в международном морском праве. Туркмения же отвергает «медианный принцип», называя его “несправедливым”, и настаивает на “справедливом” «широтном принципе».



Эксперты же говорят, что единственное достоинство широтного принципа, видимо, в том, что он позволяет Ашхабаду претендовать на часть азербайджанского нефтяного шельфа и что никакой международный суд Туркмении в этом споре не поможет. Впрочем, как заявил вице-президент ГНКАР и сын азербайджанского лидера Ильхам Алиев, “если Ашхабад желает судиться, это его право, Баку своей позиции не менял и не намерен это делать впредь”. Азербайджан не изменил свою точку зрения даже в те годы, когда на него пыталась надавить Россия, тем более не собирается менять ее сейчас, уточнил Ильхам Алиев. А вице-премьер Азербайджана Аббас Аббасов комментировал это так: “Предложенная Туркменистаном методика определения морских границ основана на амбициях руководителей этой страны и ничего общего не имеет с международными нормами, поэтому она и впредь будет отвергаться”.



Новый всплеск возмущения Ашхабада вызвало обнародованное в конце минувшей недели распоряжение Гейдара Алиева о создании правительственной комиссии по полномасштабной разработке месторождений “Азери” и “Чираг” (в туркменском варианте “Хазар” и “Осман”). Это можно считать официальной реакцией Баку на туркменский демарш. Ашхабад не замедлил с ответом: “Создание комиссии — очередное подтверждение отсутствия у Азербайджана доброй воли и конструктивизма, это ставит Баку фактически вне правового поля”, — заявил анонимный источник в туркменском руководстве.



Как стало известно газете “Время новостей”, на днях МИД России получил ноту МИД Туркмении, в которой Москве предлагается приостановить деятельность российской компании ЛУКОЙЛ в Азербайджанском международном операционном консорциуме (АМОК), который занимается разработкой нефтяных каспийских полей. Ответа Москва пока не дала.



К одному конкретному результату скандал уже привел. На неопределенный срок отложена очередная встреча экспертов пяти прикаспийских стран, которая должна была состояться в Баку до 10 июня. С учетом этого намеченный на октябрь нынешнего года в Туркмении каспийский саммит тоже вряд ли состоится.