Пролетая над гнездом кукушки…

“Читайте уставы – горло болеть не будет!”


Известный парламентарий Исахан Алимжанов, большой любитель расширить свой кругозор и удовлетворить природную любознательность путем рассылки депутатских запросов на разные интересующие темы, обратил вдруг свой пылающий пытливостью взор в сторону телеканала “Хабар”. Перед этим слуга народа, как известно, вкупе с шестью коллегами-мажилисменами тоном легендарного таможенника Верещагина принародно поинтересовался у главы государства: не много ли товара, то бишь телестанций, газет и радиоканалов, набрал небезызвестный ему Рахат Мухтарович? На днях его просто сжигал и мучил уже новый, видимо, имеющий для него судьбоносный вопрос: а не много ли народных денег пересыпают из бюджета в карман этого самого “Хабара”? И добился-таки того, что в минувшую субботу в эфире главного отечественного канала персональное любопытство Исахана Молдахановича целых полчаса удовлетворяли лично председатель Совета директоров ЗАО “Хабар” Дарига Назарбаева и генеральный директор телеканала Гульнар Иксанова. А это телевизионное время, оплаченное, кстати, налогоплательшиками, т.е. казахстанскими гражданами, недешево стоит. Понятно, что желание знать правду очень дорого обходится столь любимому И.Алимжановым народу. Пикантность ситуации состоит в том, что никакими контрольными или надзорными функциями ни сам любознательный народный избранник, ни все скопом законопроизводящие его коллеги не обладают. Чтобы понять это, не надо иметь семи пядей во лбу или родиться с золотой ложечкой во рту. Надо только заглянуть в Конституцию республики, защищать которую внезапно объявилось немало желающих парламентариев.


Настойчиво циркулируют слухи, что г-н Алимжанов с некоторыми депутатами намерен публично задать еще один волнующий их вопрос: до каких пор, дескать, родственники президента будут занимать высокие государственные посты? Наверное, все идет от чрезмерной молодости вопрошающего. Иначе он бы знал старый советский анекдот про то, как в одном грузинском райкоме партии рассматривали персональное дело начальника местной милиции. В чем только того бедолагу ни обвиняли. Развел, мол, семейственность и кумовство, всю родню в РОВД перетащил. Сыновья в БХСС заправляют, племянники вытрезвителем заведуют, сваты и кумовья в следовательских чинах доходные дела “шьют”…И знаете, Исахан Молдаханович, что ответил тот начальник? Он искренним недоумением вопросил у строгих членов бюро райкома партии: “А вы что хотите, чтобы я незнакомым людям оружие раздал?” Вы не поверите, но его простили…


На “нет” и суда нет


Большое число очень больших судебных начальников, собравшихся недавно в большом зале большого дворца бывшего правосудия бывшей столицы, признали невероятное: начинаем-то мы хорошо, да вот кончаем плохо. Вот, к примеру, исполняется только сорок процентов судебных решений. Выходит, что 60 процентов судебной справедливости для истцов и ответчиков остаются пустыми дразнилками.


И вот еще что: в судебные исполнители идут лишь те, кто не смог устроиться на более престижной службе. А какая служба в нашем государстве любима и ценима? Ну правильно – та, что позволяет делать личные “бабки”. Вот судья – это престижно, потому что в его руках вынесение приговора. А тратить время и нервы на исполнение уже вынесенного решения, да за простой государственный паек – это просто глупо даже.


Другое дело, когда можно приговор исполнять, а можно и не затрудняться. Вот это уже – нормальная государственная служба. Не сказать, чтобы такая, как, скажем, в прокуратуре или, поднимай выше – в таможне, но жить тоже можно. Что-то всегда имеешь от проигравшей стороны, а что-то — от выигравшей. Так что к 40 процентам плюсуем еще 60 – и эффективность всегда никак не меньше стопроцентной.